Лопахин – “нежная душа” или “хищный зверь”
Лопахин, правда, купец, но порядочный человек во всех смыслах.
А. П. Чехов
“Вишневый сад ” А. П. Чехова – пьеса о разорившемся дворянском гнезде. Хозяева вишневого сада, Любовь Андреевна Раневская и Леонид Андреевич Гаев, – обанкротившиеся помещики, они вынуждены продать имение с торгов, чтобы рассчитаться с долгами. Волею судьбы новым хозяином становится Лопахин.
Кто же он – Ермолай Алексеевич Лопахин?
Сам Лопахин о себе говорит так: “… богатый, денег много, а ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком”.
А Лопахин способен на великие дела, на большой размах. Он чувствует красоту земли и считает, что, “живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами”. Но вместо богатырского размаха Лопахину приходится заниматься такими не очень красивыми делами, как приобретение сада у его обанкротившихся владельцев. А некрасивые они потому, что он дважды признавался Раневской (и вроде бы искренно), что благодарен ей и любит, “как родную… больше, чем родную”; давал ей советы, как спасти дом и сад, чтобы не продавать, предлагал даже пятьдесят тысяч взаймы, а в конечном счете сам купил все имение. Конечно, оно все равно было бы продано, но Лопахин, “тонкая душа”, сам чувствует некоторую неловкость происшедшего. Хотел спасти, а сам как бы и погубил. Поэтому он говорит со слезами: “О, скорее бы это все прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь”. Мы видим противоречивость характера и поступков Лопахина.
“Вечный студент” Петя Трофимов дает Лопахину две взаимоисключающие характеристики: “хищный зверь” и “тонкая, нежная душа”. И, мне кажется, между ними нельзя поставить союз “или”. Можно ли сказать, что Лопахин “хищный зверь” по отношению к Раневской? Не думаю. Ведь он старается, как может, чтобы не довести дело до торгов. Но Раневская и Гаев и пальцем не пошевелили, чтобы помочь самим себе. Лопахин хотел быть спасителем вишневого сада, но делал это в соответствии со своим купеческим разумением. Это спасение по-новому. Ценность вишневого сада для Раневской и для Лопахина различна: для нее это родовое гнездо, с которым связано много дорогих воспоминаний, для него это собственность, которая может приносить доход.
В то же время Лопахину не чужды переживания, некоторая сентиментальность, что проявилось в воспоминаниях о детстве, в искренней благодарности Раневской за ее внимание к нему в прошлом. Своими советами, напоминаниями, предложением дать часть денег он пытается смягчить неизбежный удар, который ожидает владельцев имения. И хотя Лопахин торжествует, не умея скрыть радости от покупки, он все же сочувствует обанкротившимся барам. Да, у Лопахина не хватает такта, чтобы не начинать работы в саду до отъезда бывших владельцев, но откуда взяться такту у малограмотного, нигде не обучавшегося хорошим манерам человека?..
Образ Лопахина неоднозначен, а потому интересен. Противоречия характера Лопахина как раз и составляют драматизм образа.