Символика христианского календаря в произведениях Достоевского
Одним из самых значительных выражений христианского характера русской литературы стало творчество Достоевского. Об этом уже много сказано и написано, но есть и малоизученные аспекты. Среди них – как христианское миропонимание писателя выразилось в его поэтике. Чаще всего писали о символике христианских имен его героев, символике чисел, почерпнутых из евангельских притч, но почти ничего – о символах христианского календаря в произведениях Достоевского.
Достоевский был религиозен и в сороковые годы. На этот счет есть воспоминания
В. Е. Ветловская в свое время обратила внимание на то, что переписка Макара
У Достоевского текст зачастую объясняет текст, и заданную умышленность начала “Бедных людей” можно объяснить другими текстами автора и его героев на первоапрельскую тему. Так, сатирическая концепция романа, по сути дела, раскрыта во вступлении к альманаху “Первое апреля”, одним из авторов которого был Достоевский: надувательский день установил мошеннический обычай в жизни многочисленных поклонников, “которые не довольствуются одним днем, а продолжают следовать ему во все остальные дни и месяцы года” . Мир как дьявольская насмешка над людьми предстает прозревшему автору фельетона “Петербургские сновидения в стихах и прозе”. В гневных рассуждениях Кириллов из “Бесов” приходит к выводу, что если законы природы не пожалели даже Христа, то, “стало быть, самые законы планеты ложь и дияволов водевиль” (10, 471). Кириллов не понял и не принял Христа – в этом самоубийственная неразрешимость его трагедии, но в чем он прав – в подобной концепции мира Христу нет места. Позже это устами Великого инквизитора скажет Иван Карамазов. Опускаю другие аргументы – отмечу, что у Достоевского могли быть причины, чтобы выразить свое неприятие “лика мира сего” в сатирической трактовке темы Творения мира, достаточно полно выраженной в одном из первых литературных писем юного Достоевского: “Мне кажется, мир принял значенье отрицательное и из высокой, изящной духовности вышла сатира. Попадись в эту картину лицо, не разделяющее ни эффекта, ни мысли с целым, словом, совсем постороннее лицо… что ж выйдет? Картина испорчена и существовать не может!” (28; 1, 50). Неуместность подобных лиц в общей картине мира (вплоть до князя Мышкина и “смешного человека”) стала одной из ведущих тем творчества Достоевского.
И. Д. Якубович, приняв догадку В. Е. Ветловской, дополнила анализ хронологии романа наблюдениями из творческой истории, в которой некоторые эпизоды романа совпадают с биографическим временем автора в 1844-м году. Хочу уточнить, хронология “Бедных людей” полностью накладывается на календарь 1844-го года не только по началу и концу романа, но и по всему его тексту. При этом примечательно, что ни одна из дат с 8-го апреля по 30-е сентября не приходится на церковные праздники. Достоевский сознательно избегал даже косвенные указания на праздники Пасхального цикла, Иванова дня, Преображения, Успения и Рождества Богородицы, Воздвижения Креста Господня. Его герои пишут письма как бы намеренно или накануне, или после праздников: 5-го, а не 6-го, 14-го, а не 15-го августа, 9-го, а не 8-го, 15-го, а не 14-го сентября. Правда, уйдя из текста, христианский хронотоп остался в подтексте романа. Так, проходя накануне Преображения мимо церкви, Макар Девушкин “перекрестился, во всех грехах покаялся да вспомнил, что недостойно мне с Господом Богом уговариваться” – и в церковь
Вначале ничто не предвещало его появления: Достоевский работал над повестью “Пьяненькие”, затем над другой повестью – “психологическим отчетом одного преступления”. Синтез двух творческих замыслов привел к роману, работа над романом – к художественному открытию нового жанра, которое произошло почти одновременно с созданием “Войны и Мира” Л. Толстого, причем оба романа публиковались на страницах одного журнала “Русский Вестник”: “Преступление и Наказание” – в течение 1866 года, “Война и Мир” – с 1865 по 1869 год.
Достоевский был подготовлен к этому открытию, создав особый жанр “Записок из Мертвого Дома”, введя композиционный параллелизм нескольких сюжетных линий в романе “Униженные и Оскорбленные”, создав Лицо подпольного парадоксалиста в “Записках из подполья”.
Открытие нового романа произошло, когда все сошлось вместе: и выбор темы, и выбор героя, и формы повествования; благодаря совмещению в композиции сюжетных линий разных замыслов, возник эффект со-бытия героев в проживании ими философской темы романа.
Уже в первых литературных опытах Достоевский овладел искусством создавать незаурядные характеры, в которых ярко проступает личность героев. В поздних романах характеры обрели Лицо.
Чтобы возникло Лицо, герою нужна идея. Ею могли быть идеи времени, как у героев Тургенева или Чернышевского, но у героев Достоевского был иной масштаб личности: их идеи претендуют на то, чтобы быть новым словом в жизни людей.
Начиная с “Преступления и Наказания” романы Достоевского – романы идей, романы об идеях и героях-идеологах.
Идея в изображении Достоевского – скорее чувство, чем мысль, точнее, “идея-чувство”. Слова героя о своей идее могли быть любыми – они меняются в зависимости от обстоятельств, от собеседника, от настроения. Очень точно сказал об этом М. М. Бахтин: “Идея – это живое событие, разыгрывающееся в точке диалогической встречи двух или нескольких сознаний”. Идеи Достоевского диалогичны. Им не страшны ни противоречия, ни алогизмы. Изреченная мысль героя нередко обретает форму парадокса. То, что о своей идее говорит герой, часто сбивает с толку неподготовленных читателей. Впрочем, не только читателей, но и критиков: в их трактовках идей Раскольникова, Аркадия Долгорукого, Ивана Карамазова нередко опускается то, что противоречит логике слов.
Об идее Раскольникова многое написано верно, но это, как правило, частичное усвоение мыслей героя или суждений других о нем.
Действительно, трудно осознать сложную и противоречивую идею Раскольникова как нечто целое, трудно распутать тот узел противоречий, в который стянута его идея до преступления, – легко порвать те логичные и алогичные связи, которые и создают ее дисгармоничное целое. Из идеи Раскольникова не следует делать строгую и логичную систему, но разобраться в том, в чем запутался герой романа, необходимо.
Идею Раскольникова зачастую ошибочно излагают как теорию о “двух разрядах людей” – “обыкновенных и необыкновенных”, во-первых, потому что к этим двум разрядам у героя романа есть дополнение “глупенькие и тщеславные”, к которым он относит себя (“обыкновенные”, возомнившие о себе как о “необыкновенных”), а во-вторых, потому что это лишь один из многих и не главный тезис в идее героя. Разделение людей на два “разряда” – исходная посылка рассуждений Раскольникова, оно входит во все тематические комплексы его идеи, но не создает самостоятельного мотива: “необыкновенные” способны на “новое слово”, они всегда “правы”, они – “благодетели и установители человечества”, “не подлецы”, “не твари дрожащие”, им “все разрешается”.
Нередко идею Раскольникова сводят к “арифметике” искупления одного преступления “сотней”, “тысячью добрых дел”, но так витийствовал не Раскольников, а “другой” студент, разговор которого с “молодым офицером” случайно услышал “месяца полтора назад” (Ф. Д., VII, 66) герой романа. Так же, на свой лад, объясняет идею Раскольникова Свидригайлов – по его разумению, это “своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единичное зло и сто добрых дел!” (Ф. Д., VII, 472-473). Конечно, эти “чужие” истолкования можно отчасти подтвердить словам
Схожі твори:
- Какие мысли и чувства пробудил во мне роман Достоевского “Преступление и наказание” Роман “Преступление и наказание” – первая книга Достоевского, прочитанная мной. После прочтения книги, я поняла, насколько мудрым и умным человеком был Фёдор Михайлович Достоевский. Несмотря на то, что Достоевский был из высшего сословия, он знал жизнь простых людей не по наслышке и прекрасно понимал их. В своём романе он пишет...
- Проблема личной ответственности человека за свои поступки (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Роман Достоевского не случайно назван “Преступление и наказание”, хотя большая его часть посвящена преступлению Раскольникова и связанным с ним событием. Автор указывает на неизбежность наказания не только со стороны государства, но и с точки зрения собственной совести. Достоевский убеждает нас в том, что любой поступок ведет за собой какие-то другие,...
- Двойники Раскольникова и их роль в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Одной из особенностей романа Достоевского является то, что каждый персонаж в нем имеет свой голос, свою правду, свою философию. Достоевский дает высказаться всем, никого не отбрасывая. В центре романа – идея Раскольникова о сильной личности, имеющей право ради высокой миссии переступать через моральные устои общества. Эта идея, как в зеркале,...
- Петербург в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Под вечер жарчайшего июльского дня, незадолго до захода солнца, уже бросающего свои косые лучи, из жалкой каморки “под самой кровлей высокого пятиэтажного дома” выходит в тяжкой тоске бывший студент Родион Раскольников. Так начинается роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Уже в самом начале произведения автор показывает нам гнетущую обстановку,...
- Наказание Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) По улицам Петербурга идет молодой человек. Высокий, стройный, он “замечательно хорош собой”, но лицо молодого человека изможденное, измученное, одежда смята и изношенна. Затравленный, отрешенный взгляд… Это Родион Романович Раскольников идет “делать явку” с повинной. Он преступник, убийца. На его совести жизни двух беззащитных женщин. Как, почему это случилось? Много вопросов...
- Сочинение-эссе “Достоевский и современность” Федор Михайлович Достоевский жил и работал полтора века назад. Но и сейчас он считается величайшим писателем и мыслителем не только России, но всего мира. Имя Достоевского означает книги высокого класса. Хотя писатель работал в стиле реализма, главным в его книгах остается глубокая психология переживаний его героев. Эти переживания не теряют...
- Смысл теории Раскольникова и причины ее крушения в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Главный герой романа “Преступление и наказание”, бедный студент Родион Раскольников, убежден, что весь род человеческий делится на две неравные части. В своей статье, написанной за полгода до преступления, он говорит, что “люди, по закону природы, делятся на два разряда: на низших (обыкновенных), так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения...
- Гоголевские традиции в произведениях М. А. Булгакова Михаила Афанасьевича Булгакова можно в полной мере назвать учеником и последователем Н. В. Гоголя, так часто вносившего в свои произведения элементы мистицизма, любившего “подпустить черта” и прочую нечистую силу. В полной мере эти традиции прослеживаются в романе “Мастер и Маргарита”, одним из главных героев которого является Сатана Воланд со товарищи....
- Тема уходящей Руси в произведениях И. А. Бунина Тема уходящей дворянско-крепостнической России нашла отражение в произведениях многих русских писателей. Ее литературные истоки мы находим в произведениях, написанных еще до отмены крепостного права. Так, И. А. Гончаров описывает в “Обломове”, как мерный ход жизни в Обломовке превращается в кипучую деятельность поместья Штольца. Барство уходит в прошлое, но с ним...
- Символика и система образов в пьесе А. Чехова “Чайка” В основе символа лежит аллегория, но символ – это не однозначная аллегория. И именно таким есть главный символ пьесы – образ чайки. Этот образ связан и с тенью Треплева, который предрекает, что убьет себя, как эту чайку, и с судьбой Нины, и Тригориным, который увидел в чайке сюжет для рассказа...
- Следственная связь романа романа “Преступление и наказание” В своем подходе к изображению Петербурга Достоевский близок к Гоголю и Некрасову. Особенно близок Некрасов к изображению Петербурга Достоевского. В романе “Преступление и наказание” мы встречаемся не с парадной стороной этого прекрасного города, а с черными лестницами, облитыми помоями, дворами – колодцами, напоминающими душегубку, город облупленных стен, невыносимой духоты и...
- “Россия, которую мы потеряли” в произведениях И. А. Бунина Через все творчество И. А. Бунина проходит мотив тоски по уходящему прошлому. Писатель говорит о разорении дворянства, бывшего хранителем и создателем культуры. Этот мотив находит свое лирическое выражение в таких произведениях, как рассказ “Антоновские яблоки” и повесть “Суходол”. В “Антоновских яблоках” Бунин вспоминает доброе старое время, когда дворянство переживало идиллическую...
- Тема родины в произведениях А. Ахматовой Обычно наиболее остро тема Родины встает в литературе в период войн, революций, то есть тогда, когда человеку необходимо совершить нравственный выбор. В русской литературе эта проблема стала наиболее актуальной в начале XX века. Новая идеология, которую принесла с собой революция, была неприемлема для многих людей как старого, так и нового...
- Образы и символика в поэме А. Блока “Двенадцать” Известно, что А. Блок принадлежал к такому направлению в русской поэзии, как символизм, а точнее, младосимволизм. Поэтому стихи поэта столь насыщены символами, истинный смысл которых раскрывается далеко не сразу. По определению, символ – это один из способов скрытого сравнения. В отличие от других, подобных, художественных средств – аллегорий, метафор, гипербол,...
- Чому “переступивший” Свидригайлов покінчив із собою, а Розкольників – немає? (по романі Ф. М. Достоєвського “Злочин і покарання”) У романі Ф. М. Достоєвського “Злочин і наказание” розкривається ряд загальнолюдських проблем: может чи людина в ім’я високої ідеї зробити преступление, як після цього жити й звідки чекати покарання? Головний герой роману, студент Родіон Раскольников (саме прізвище символізує розрив, роздвоєння), поставлений перед дилемою. Він бачить дрібне, частка зло в особі...
- Раскольников и Соня Мармеладова Русская литература XIX века создала своеобразную энциклопедию любви. Кажется, она рассказала о любви все: любовь разделенная и безответная, любовь-увлечение, любовь-привязанность, любовь-страсть… О любви-страдании, любви-борьбе и любви-спасении поведал Ф. М. Достоевский в романе “Преступление и наказание”. И не только об этом. Встретились два человека, уже сформировавшихся, со сложившимися характерами и твердыми...
- Сочинение “Мой любимый герой книги” Мой любимый литературный герой – персонаж книги о приключениях. Он “великий” человек. Почему в кавычках? Потому что это “великий комбинатор” Остап Бендер – герой юмористического романа “Двенадцать стульев” русских писателей Ильфа и Петрова. Остап Бендер был ловким бродягой и мошенником, и его мастерство в этом деле доходило до настоящего искусства....
- Обломов и обломовщина Роман Гончарова “Обломов” стал частью решения человечеством проблем нравственного содержания. Уже в начале романа автор обратил внимание на главную черту своего героя: “Душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, рук”. И действительно – Обломов духовно богатая натура. Благородных кровей дворянин, красив, чистоплотен. Он...
- У чому злочин і кара Родіона Раскольникова? (за романом Ф. М. Достоєвського “Злочин і кара”) “Злочин і кара” – один із найкращих романів Достоєвського. Створювався твір в умовах страшенних злиднів. Він складається із шести частин з епілогом. Одна частина – опис героя Раскольникова і його шлях до злочину. Решта п’ять розповідає про те, як він мучився, страждав через те, що накоїв. Петербург у романі –...
- У чому злочин і кара Родіона Раскольникова? Твір за романом Ф. М. Достоєвського “Злочин і кара”. “Злочин і кара” – один із найкращих романів Достоєвського. Створювався Твір в умовах страшенних злиднів. Він скла1 дається із шести частин з епілогом. Одна частина – опис героя Раскольникова і його шлях до злочину. Решта п’ять розповідає про те, як він...