Я думаю, что автор не осуждает Пугачева, а все его преступления и ошибки оправдывает.
Впервые мы встречаем Емельяа Пугачева как обычного донского казака, бежавшего из тюрьмы во время бунта. Он спас Гринева от смерти, выведя его кибитку к постоялому двору. За это Гринев одевает его в тулуп и дает ему стакан вина. В Белогорской крепости Пугачев предстает перед нами как разбойник. Пугачев убивает Ивана Кузьмича, коменданта Белогорской крепости, и его жену Василису Егоровну. Выслушав Швабрина, царь-самозванец приказывает казнить и Петра Гринева,
но по просьбе Савельича, напомнившего о встрече в бурю, оставляет сына дворянина в живых. Пугачев помнит добро и не раз повторяет поговорку: “Казнить – так казнить, миловать – так миловать”. Во время пира в доме попадьи Пугачев приглашает Петра Гринева к себе за стол, чтобы предложить воевать на его стороне. Дворянин отказывает, не испугавшись казни, и самозванца поражает искренность Петра Андреевича. Со словами “Казнить – так казнить, миловать – так миловать” он отпускает Гринева в Оренбург. Этот поступок доказывает благородство Пугачева.
Следующая встреча с бунтарем происходит
“во дворце”. В нем он допытывается у Гринева, зачем тот вернулся. Узнав, что Гринев спасает бедную сироту от посягательств Швабрина, назначает его комендантом Белогорской крепости. Пугачев решает наказать Швабрина и освободить сироту Машу. Самозванец рассказывает Гриневу сказку о вороне, живущем триста лет, и об орле, живущем тридцать три года. Но первая птица питается мертвечиной, а вторая – пьет живую кровь. Орел говорит ворону: “Лучше раз напиться живой крови, чем триста лет есть мертвечину”. Сказка со смыслом. Пугачев сравнивает себя с орлом. Он прекрасно понимает, что его казнят царские солдаты, но убежден, что лучше недолго жить на свободе, чем всю жизнь прожить рабом.
Все попытки Пугачева направлены не на то, чтобы занять престол и царствовать. Он подчинил все свои действия защите простого народа: хотел отменить крепостное право, сделать всех крестьян свободными. Однако его предали, а затем казнили как злодея. Таким образом, показав Пугачева справедливым, благородным и сердечным, Пушкин, безусловно, оправдывает своего герой, уважая его благородную цель – освободить народ от рабства.