Духовная деградация главного героя рассказа А. П. Чехова “Ионыч”
Как мы поживаем тут? Да никак.
Старимся, полнеем, опускаемся…
А. П. Чехов
Рассказ Чехова из пяти глав, и каждая из них раскрывает новый этап жизни Дмитрия Ионыча Старцева. Преисполненный великих стремлений, энергии, сил, прибывает в больницу города С. молодой доктор. Перед ним заманчивое будущее: интересная работа, благородная цель жизни – “помогать страдальцам, служить народу”. Он молод, здоров, весел, полон надежд, беспричинной юношеской радости, ожидания счастья. Все ему кажется интересным, занимательным, новым. Вся первая
Самой “талантливой” семьей в городе считалась семья Туркиных, в дочь которых, Екатерину Ивановну – Котик, влюбляется молодой доктор.
В пленительном чаду любви Старцев не видел того, что перед ним самая заурядная, уездная барышня, привлекательная только своей молодостью. Он не замечал ее легкомыслия, наоборот, “она казалась ему очень умной и развитой не по летам”. Даже ее глупый поступок – нелепая записка, заставляет
Эпизод на кладбище – один из самых поэтических. Старцев переживает прекрасные, неповторимые в жизни минуты. Но вот он садится в коляску – и каким же диссонансом звучат его трезвые, такие прозаичные слова и мысли: “Я устал…” – сказал он и подумал: “Ох, не надо бы полнеть”. И становится грустно, обидно и жаль того Старцева, который только что шагал прекрасной весенней ночью, беззаботно улыбаясь и напевая.
Прошло четыре года после того, как Котик отвергла молодого доктора. Что же принесли они Старцеву? Большую практику в городе, “тройку лошадей с бубенчиками” и одышку. Сам он “пополнел, раздобрел, неохотно ходит пешком”. Старцев снова встречает Екатерину Ивановну. Он очень изменился, духовно почти умер, она стала более зрелой и серьезной, поняла, что из нее не получится пианистки. Лишь одна иллюзия живет в ней – любовь к ней Старцева. И с этой иллюзией она должна расстаться. Старцеву же не жаль молодости, любви, несбывшихся надежд. “А хорошо, что я на ней не женился”, – думал он.
В финале рассказа он уже с трудом вспоминает дом, в котором с таким удовольствием бывал, и женщину, которую любил: “Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?” Жизнь его шла по тому же проклятому кругу, по которому двигалась, всегда оставаясь на месте, и жизнь Туркиных, и жизнь губернского города С.
“Вот и все, что можно сказать про него”, – заканчивает автор грустную повесть жизни земского врача Дмитрия Ионыча Старцева, навсегда прощаясь со своим героем, но ничего не прощая ему.