Жалоба и хвала (поэтический мир Райнера Марии Рильке)
Я слишком многого хочу,
И может быть. – всего:
И тьмы, в которую лечу,
И света Твоего.
Р. Рильке
Райнер Мария Рильке жил в переломную трагическую эпоху конца XIX – начала XX века и сумел выразить в поэзии свое смятенное время.
Жизнь Рильке была полна скитаний и увлечений. Одним из самых сильных его увлечений была Россия. Он совершил два путешествия в Россию – в 1899 и в 1900 годах. Здесь он встречался с Л. Н. Толстым, художником А. Бенуа. Он изучал русский язык, пробовал переводить с русскогои даже писать на нем стихи. Постепенно
Считается, что настоящий Рильке начинается именно со сборника “Часослов”, вместившего в себя раздумья поэта о жизни и смерти, о Боге, о художнике-творце:
Я кружу вокруг Бога, вкруг башни высокой –
Это мой многотысячный круг –
И не знаю: я буря, а быть может, я сокол
Или песни неслыханной звук.
Поэт, по Рильке, монах и паломник, который несет свой крест и тем служит
Как и все большие поэты, Рильке испытывал тоску по мировым сюжетам. Поэтому в его стихах по-новому звучат истории Орфея и Эвридики, Леды, Нарцисса, Дон Жуана. Неисчерпаемым источником сюжетов стала для Рильке Библия. В этих стихах нет набожного благоговения: пророки, ангелы и сам Бог действуют у Рильке как обыкновенные живые люди со своими слабостями и страстями. Пастернак позже отмечал, что любой писатель стремится рассказать о своем Боге, то есть о своем понимании Всевышнего и своих отношениях с ним.
Жизнь поэта в преддверии Первой мировой войны была полна метаний, душевных потрясений. В состоянии смятениями начинает создавать цикл “Дуинские элегии”, над которым работает десять лет, с 1912 по 1922 год. Поэт думает над смыслом жизни и сущностью человека. Высшая инстанция в элегиях не Бог, а ангелы. Они – символы духовного совершенства, недоступного человеку. В элегиях звучит тема человеческой покинутости, обреченности, тема жалобы. Но сквозь скудную реальность путь все равно лежит к радости:
Пора мертвецу уходить, и ведет его старшая Жалоба
Молча к ложбине,
Где блещет в лунном сияньи
Источник радости. Благоговейно
Называет она его и говорит:
Для людей это главный поток. Ведь жизнь все равно прекрасна и значима. И прекрасно и сложно предназначение поэта. Об этом Рильке пишет в “Элегии”, посвященной Марине Цветаевой:
Боги нам лгут,
Заставляя искать половину –
Дескать, мы без нее,
Словно диск у ущербной луны.
Но ни в полнолунье,
Ни если луна на ущербе
Нас не дополнит другой.
Есть лишь средство одно –
Путьч одинокий
Над спящей безбрежной равниной. Параллельно с “Дуинскими элегиями” Рильке создает цикл “Сонеты к Орфею”, состоящий из 55 стихотворений. Образ мифологического певца Орфея, завораживавшего своим пением и богов, и людей, давно привлекал поэта. В книгу “Новые стихотворения” вошли стихи “Орфей. Эвридика. Гермес”. Это – рассказ о том, как Орфей спустился в царство мертвых за своей женой Эвридикой, но не смог вывести ее назад, так как, нарушив уговор, не выдержал и оглянулся.
Но несмотря на это он восхваляет жизнь и воспевает земное. Предназначение поэта – славить, даже жалуясь и тоскуя:
Радость – знает,
Скорбь во всем винится,
Только Жалоба, как ученица,
Повторяет наизусть утраты.
А потом, очнувшись вдруг от дум,
Голос наш поднимет виновато
И протянет небу, как звезду.
Поэзия Рильке – это хвала искусству и оплакивание его. Хвала человечеству и ужас перед его деяниями. Он завершил круг. Поднялся из бездны сомнения и отчаяния к мысли о красоте бытия и великой радости жизни.