Запорожская Сечь, ее нравы и обычаи. Главы III-VІ
УСІ УРОКИ ЗАРУБІЖНОЇ ЛІТЕРАТУРИ 7 КЛАС
I семестр
УКРАЇНА ТА ЇЇ ІСТОРІЯ В ЛІТЕРАТУРІ
УРОК 26
Тема. Запорожская Сечь, ее нравы и обычаи. Главы III-VІ
Цель: показать нравы и обычаи Запорожской Сечи, их влияние на казаков; продолжать подбор материала для сопоставления образов Остапа и Андрия; совершенствование навыков работы над текстологическим анализом произведения; воспитывать культуру связной речи, культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность, образность; формировать умение устанавливать
Оборудование: репродукция картины И. Е. Репина “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”, иллюстрации к повести Д. Шмаринова (гл. III-VI).
ХОД УРОКА
І. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Проверка домашнего задания
На доске 2 ученика пишут планы III, IV глав, 2 ученика – V, VI глав; с места несколько учащихся читают свои планы.
Рецензирование, коррекция планов всем классом.
2. Обсуждение законов, нравов и обычаев запорожской сечи
– За что больше всего наказывали на Сечи?
– Почему законы были такими
– Как это соотносится с “вечными истинами” и библейскими заповедями (“Не укради”, “Не убий”)?
3. Работа с репродукцией картины и. Е. репина “запорожцы пишут письмо турецкому султану”
– Можно ли сказать, что на этой картине отражена одна из заповедей запорожцев?
– Можно ли составить представление о характере запорожцев, изображенных на этой картине?
– Кто из героев “узнаваем” на полотне?
Худ. И. Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану
4. Выступление ученика, проводившего словарную работу (“кошевой атаман”, “куренной атаман”, “ляхи”, “литавры”, “палица”)
5. Устное изложение-миниатюра – “вхождение в образ”
От имени Тараса Бульбы необходимо близко к тексту рассказать о боевой подготовке Остапа и Андрия. Уточняющие вопросы:
– Почему из уст отца прозвучало: “Не Остап, а добрый, добрый также вояка!”?
– Почему Тарас настаивал на походе?
II. Формирование новых знаний, умений и навыков
Беседа с элементами текстологического анализа.
– С кем воевало казацкое войско, отправившись в поход?
– В чем заключалась тактика запорожцев в бою под Дубно?
– Кто пришел ночью в казацкий лагерь?
– Как вы считаете, можно ли было отказать в хлебе для панночки и ее матери? Заключается ли в этом предательство?
– Собирался ли Андрий просто отнести еду умирающим от голода? Мучили ли его сомнения?
– Кто из табора казаков обратил ночью внимание на хождения Андрия?
– Была ли панночка уверена в том, что Андрий пришел насовсем?
– С чего собственно начинается измена Андрия?
– Почему Гоголь показал, что вслед за прибытием Андрия в осажденный город прибыла пища? (Измена состоит не в том, что хлеб принес (хлеб оказался ненужным), а в том, что от своих отрекся.)
III. Подведение итогов урока с использованием приёма “Свободный микрофон”
– К чему подводил нас Гоголь, рассказывая о законах и нравах Сечи? (Для автора главное – святость товарищества, ответственность перед обществом)
– Зачем Тарас так настаивает на различиях между Остапом и Андрием в бою? Что он имеет в виду прежде всего? (Умение Остапа думать о товарищах, об общей пользе и желании Андрия выделиться)
– Что стало причиной предательства Андрия?
– Как Гоголь объяснял человеческую сторону его поступка?
– Можно ли понять и оправдать героя?
IV. Домашнее задание
Читать главы VII, VIII, составить план. Выписать цитаты из главы VI – об Андрии, гл. VII – об Остапе; отметить в тексте VIII главы художественные особенности, характерные для фольклора; подобрать вопросы для “толмача” (“переводчика”).