ВОЛК И ЯГНЁНОК – ИВАН КРЫЛОВ (1769-1844) – БАСНИ
БАСНИ
ИВАН КРЫЛОВ (1769-1844)
ВОЛК И ЯГНЁНОК
У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим.
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят.
Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться:
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягнёнка видит он, на добычу стремится;
Но. делу дать хотя законный вид и толк.
Кричит: “Как смеешь ты, наглец, нечистым
Рылом
Здесь чистое мутить питьё
Моё
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я
“Когда светлейший Волк позволит.
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От светлости его шагов я на сто пью.
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу”. –
Поэтому я лгу!
Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты ещё в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил:
Я этого, приятель, не забыл!” –
“Помилуйте, мне ещё и от роду нет году”, –
Ягнёнок говорит. “Так это был твой брат”. –
“Нет братьев у меня”. – “Так это кум иль сват
И, словом, кто-нибудь из вашего
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите
И, если можете, то мне всегда вредите.
Но я с тобой за их разведаюсь грехи”. –
“Ах, я чем виноват?” – “Молчи! устал я слушать.
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”.
Сказал и в тёмный лес Ягнёнка поволок.
1808 г.
Вопросы и задания
1. Вспомните, какими чертами характера наделены герои басни в народных сказках о животных.
2. Как изображает И. Крылов встречу Ягнёнка с Волком? Почему он называет её “бедой”?
3. Почему для изображения Ягнёнка употреблено слово добыча? Объясните его смысл.
4. Как в тексте басни показано, что все нападки Волка на Ягнёнка совершенно несправедливы?
5. Объясните смысл морали этой басни.
6. Рассмотрите иллюстрации к басне И. Крылова “Волк и Ягнёнок”. Как удалось художникам Е. Рачёву и А. Лаптеву выразить черты характера персонажей басни? На какой иллюстрации аллегория басни прочитывается выразительнее?
Выучите наизусть басню “Волк и Ягнёнок”.
Сюжет о Бороне и лисице встречается уже в баснях Эзопа. Только у древнегреческого сочинителя басен лиса выманивала не сыр, а мясо. Интересную басню на эту тему написал французский поэт Жан де Лафонтен (1621-1695). Прочитайте её и сравните с басней И. Крылова.
ВОРОН И ЛИСИЦА
Дядюшка Ворон, сидя на дереве.
Держал в своём клюве сыр.
Дядюшка Лис, привлечённый запахом,
Повёл с ним такую речь:
“Добрый день, благородный ворон!
Что за вид у вас! Что за красота!
Право, если ваш голос
Так же ярок, как ваши перья. –
То вы – Феникс наших дубрав!”
Ворону этого показалось мало,
Захотелось ему блеснуть и голосом.
Разинул клюв – и выронил сыр.
Подхватил его лис и молвил: “Сударь.
Запомните: всякий льстец
Кормится от тех, кто его слушает, –
Вот урок вам, а урок стоит сыра”.
II поклялся смущённый ворон (но поздно!),
Что другого ему урока не понадобится.