Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина “Дубровский” (главы VІІ-ХІІ)
УСІ УРОКИ ЗАРУБІЖНОЇ ЛІТЕРАТУРИ 7 КЛАС
II семестр
УКРАЇНА ТА ЇЇ ІСТОРІЯ В ЛІТЕРАТУРІ
УРОК 38
Тема. Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина “Дубровский” (главы VІІ-ХІІ)
Цель: вырабатывать навыки работы с текстом произведения большого объема, используя заданные вопросы, умение делать выводы; совершенствовать навыки составления плана к тексту, выразительного чтения учащихся, текстологического анализа произведения; воспитывать культуру связной речи; совершенствовать умение выражать свое мнение.
Оборудование:
ХОД УРОКА
І. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Проверка планов текста (попарно), анализ работы товарища по парте
Прочитать по 2 удачных плана (по мнению учащихся) к каждой главе.
2. Проверка знания текста с использованием приема “Верю – не верю”
1). Владимир Дубровский вместе с кузнецом Архипом, кучером Антоном, Гришей и няней Егоровной после пожара были схвачены полицией.
2). Владимир Дубровский со своими людьми напал на имение Троекурова и ограбил его.
3). Кирила Петрович нанял для своей дочери Маши учителя английского языка.
4).
5). На званый обед к Троекурову раньше всех явился Антон Пафнутьич Спицын.
6). Француз Дефорж ночью храбро оборонял от нападения разбойников заночевавшего у него в комнате Спицына.
7). Владимир Дубровский, встретив на почтовой станции француза Дефоржа, купил у него его документы.
8). Владимир Дубровский объяснился Маше в любви, она ответила ему взаимностью.
ІІ. Формирование новых знаний, умений и навыков
1. Беседа с элементами текстологического анализа
– Какое новое лицо появилось в доме Троекурова и как к нему отнеслась Маша? (Глава VIII: “Маша не обратила никакого внимания на молодого француза, воспитанная в аристократических предрассудках, учитель для нее был род слуги или мастерового, а слуга иль мастеровой не казался ей мужчиною”)
– Какому испытанию подверг учителя Кирила Петрович?
2. Выразительное чтение эпизода “Случай с медведем” (глава VIII, от “Но лучшею шуткою почиталась у Кирила Петровича следующая” до “.и не думал уже его пробовать” (обращение к соответствующей иллюстрации))
Худ. Д. Шмаринов. “Каков молодец! не струсил…”
– Изменилось ли отношение Маши к Дубровскому после истории с медведем?
– Что открылось в день храмового праздника?
– Каким образом Дубровский оказался в этом имении?
3. Выразительное чтение эпизода “Свидание Маши с Дубровским” (используются иллюстрации) (глава ХІІ, от “Будьте сегодня в 7 часов.” до “- Обещаюсь,- прошептала бедная красавица”)
Худ. Д. Шмаринов. В беседке
Почему Дубровский вынужден был скрыться?
III. Подведение итогов урока
Учитель. Какие выводы мы можем сделать из содержания прочитанных глав?
– Неблагородный человек может поступать неблагородно даже по отношению к другу.
Благородный же человек может отказаться даже от мести врагу.
– Власть денег, привычка считать себя принадлежащим к высшему сословию способна убить чувства в человеке, лишить его возможности настоящей любви, дружбы.
IV. Домашнее задание
Познакомиться с содержанием ХІІІ-ХІХ глав, подготовить их планы и ответы на вопросы:
1. С кем познакомился помещик Троекуров?
2. Какие планы возникли у старого князя?
3. К чьей помощи решила прибегнуть Маша?
4. Почему Маша не смогла быстро связаться с Дубровским?
5. Успел ли Дубровский спасти Машу?
6. Почему она дала ему такой ответ?