Урок виразного читання. Байка І. А. Крилова “Квартет”
УСІ УРОКИ ЗАРУБІЖНОЇ ЛІТЕРАТУРИ 6 КЛАС
І семестр
БАЙКИ У СВІТОВІЙ ЛІТЕРАТУРІ
УРОК № 18
Тема. Урок виразного читання. Байка І. А. Крилова “Квартет”
Цель: познакомить с историей создания басни “Квартет”; учить анализировать прочитанное произведение; работать над созданием партитуры стихотворения; совершенствовать навыки выразительного чтения басни; развивать умение определять задачи чтеца; воспитывать бережное, внимательное отношение к слову.
Наглядность: иллюстрации к басне Крылова “Квартет”; распечатки
Книга – как соната. Она должна быть исполнена читателем безупречно.
М. Цветаева
ХОД УРОКА
I. Актуализация опорных знаний
Проверка домашнего задания
Докажите, что произведения Крылова “Волк и Ягненок”, “Ворона и Лисица” являются баснями.
II. Мотивация учебной деятельности
– Как вы думаете, что нужно для того, чтобы стать настоящим музыкантом? (Музыкальный слух, умение играть, трудолюбие…)
– Сегодня мы узнаем, что по этому поводу думали герои басни Крылова “Квартет”.
III. Изучение нового материала
1.
Партитура – совокупность всех партий многоголосого музыкального произведения.
Соната – музыкальное произведение, состоящее из 3-х или 4-х частей различного темпа и характера.
Квартет – 1. Музыкальное произведение для 4-х инструментов или голосов. 2. Ансамбль из 4-х музыкантов или певцов.
Альт – 1. Низкий женский или детский голос, а также певец (певица) с таким голосом. 2. Музыкальный смычковый инструмент несколько больше скрипки или медный духовой инструмент.
Бас – 1. Самый низкий мужской голос, а также певец с таким голосом. 2. Медный духовой инструмент низкого регистра и тембра.
Прима – 1. Первый, основной звук гаммы. 2. Первая струна смычкового музыкального инструмента. 3. Первый инструмент, голос, исполняющий ведущую партию в оркестре, хоре.
Втора – второй голос в музыкальной партии.
2. История создания басни “Квартет”
В этой басне Крылом высмеял шумные и безрезультатные заседания Государственного совета, организованного в России в 1810 году.
Первые читатели сразу узнали в героях басни Аракчеева, Мордвинова, Завадовского, Лопухина.
3. Чтение басни (про себя)
4. Беседа
– Почему квартет “не йдет на лад”? (Музыканты попросту не умеют играть, но не понимают этого, видят причины своих неудач совсем в другом – в неправильном расположении участников квартета; кроме того, чтобы достичь высокого результата, нужно играть слаженно, чего нет у крыловского квартета.)
– Верит ли автор, что у участников квартета что-нибудь получится? (Нет, он понимает невозможность настоящей игры без многих лет кропотливой работы. Автор иронизирует над наивностью своих героев, которые, не умея играть, решили “пленять своим искусством свет”. Они уверены: “У нас запляшут лес и горы!” Единственное, что, по их мнению, нужно для игры в квартете – ноты и инструменты.)
– Какова мораль этой басни? (“А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь”.)
– Почему именно этим животным Крылов поручает участвовать в квартете? Какие черты характера они представляют в других баснях и сказках? (Осел символизирует глупость, Мишка – неповоротливость, неуклюжесть, отсутствие музыкального слуха (вспомните: “Медведь на ухо наступил”), Мартышка – любопытство, суетливость, вертлявость, легкомысленность.
По-видимому, Крылов выбрал именно этих героев для своей басни потому, что они ассоциируются с отрицательными чертами характера, не позволяющими представить таких персонажей прекрасными музыкантами, слаженно играющими в квартете. В отличие от них, Соловей символизирует талантливого певца, который и объясняет горе-музыкантам: “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней”.)
5. Создание партитуры стихотворения
Текст басни | Задача чтеца |
Заинтересовать слушателя развитием действия. Темп чтения – медленный | |
Передать развитие действия, иронию автора по поводу далеко идущих планов героев басни, удивление персонажей в связи с первой неудачей. Темп чтения – средний | |
Передать эмоциональность, суетливость Мартышки, уверенной в том, что ей известен секрет хорошей игры. Темп чтения – средний. Читать эмоционально, взволнованно, уверенно | |
Передать самоуверенность, оптимизм Осла. Читать эмоционально, уверенно | |
Показать неразбериху в квартете, отсутствие единодушия среди героев. Темп чтения – средний | |
Передать беспомощность персонажей, наивность (они по-прежнему считают, что у них есть все для хорошей игры). Читать эмоционально, с просительной интонацией, с надеждой | |
Показать отношение автора к участникам квартета посредством правдивых слов Соловья. Темп чтения – медленный |
6. Выразительное чтение басни с использованием партитуры
IV. Итоги урока
– Как вы понимаете слова М. Цветаевой, использованные в качестве эпиграфа к уроку?
– Удалось ли вам исполнить басню “Квартет” безупречно?
– Каким образом связаны музыка и поэзия?
V. Домашнее задание
Выучить басню Крылова (по выбору), подготовить ее инсценировку.