Урок виразного читання. Байка І. А. Крилова “Квартет”

УСІ УРОКИ ЗАРУБІЖНОЇ ЛІТЕРАТУРИ 6 КЛАС

І семестр

БАЙКИ У СВІТОВІЙ ЛІТЕРАТУРІ

УРОК № 18

Тема. Урок виразного читання. Байка І. А. Крилова “Квартет”

Цель: познакомить с историей создания басни “Квартет”; учить анализировать прочитанное произведение; работать над созданием партитуры стихотворения; совершенствовать навыки выразительного чтения басни; развивать умение определять задачи чтеца; воспитывать бережное, внимательное отношение к слову.

Наглядность: иллюстрации к басне Крылова “Квартет”; распечатки

текста басни “Квартет” для записи партитуры.

Книга – как соната. Она должна быть исполнена читателем безупречно.

М. Цветаева

ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания

Докажите, что произведения Крылова “Волк и Ягненок”, “Ворона и Лисица” являются баснями.

II. Мотивация учебной деятельности

– Как вы думаете, что нужно для того, чтобы стать настоящим музыкантом? (Музыкальный слух, умение играть, трудолюбие…)

– Сегодня мы узнаем, что по этому поводу думали герои басни Крылова “Квартет”.

III. Изучение нового материала

1.

Словарная работа

Партитура – совокупность всех партий многоголосого музыкального произведения.

Соната – музыкальное произведение, состоящее из 3-х или 4-х частей различного темпа и характера.

Квартет – 1. Музыкальное произведение для 4-х инструментов или голосов. 2. Ансамбль из 4-х музыкантов или певцов.

Альт – 1. Низкий женский или детский голос, а также певец (певица) с таким голосом. 2. Музыкальный смычковый инструмент несколько больше скрипки или медный духовой инструмент.

Бас – 1. Самый низкий мужской голос, а также певец с таким голосом. 2. Медный духовой инструмент низкого регистра и тембра.

Прима – 1. Первый, основной звук гаммы. 2. Первая струна смычкового музыкального инструмента. 3. Первый инструмент, голос, исполняющий ведущую партию в оркестре, хоре.

Втора – второй голос в музыкальной партии.

2. История создания басни “Квартет”

В этой басне Крылом высмеял шумные и безрезультатные заседания Государственного совета, организованного в России в 1810 году.

Первые читатели сразу узнали в героях басни Аракчеева, Мордвинова, Завадовского, Лопухина.

3. Чтение басни (про себя)

4. Беседа

– Почему квартет “не йдет на лад”? (Музыканты попросту не умеют играть, но не понимают этого, видят причины своих неудач совсем в другом – в неправильном расположении участников квартета; кроме того, чтобы достичь высокого результата, нужно играть слаженно, чего нет у крыловского квартета.)

– Верит ли автор, что у участников квартета что-нибудь получится? (Нет, он понимает невозможность настоящей игры без многих лет кропотливой работы. Автор иронизирует над наивностью своих героев, которые, не умея играть, решили “пленять своим искусством свет”. Они уверены: “У нас запляшут лес и горы!” Единственное, что, по их мнению, нужно для игры в квартете – ноты и инструменты.)

– Какова мораль этой басни? (“А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь”.)

– Почему именно этим животным Крылов поручает участвовать в квартете? Какие черты характера они представляют в других баснях и сказках? (Осел символизирует глупость, Мишка – неповоротливость, неуклюжесть, отсутствие музыкального слуха (вспомните: “Медведь на ухо наступил”), Мартышка – любопытство, суетливость, вертлявость, легкомысленность.

По-видимому, Крылов выбрал именно этих героев для своей басни потому, что они ассоциируются с отрицательными чертами характера, не позволяющими представить таких персонажей прекрасными музыкантами, слаженно играющими в квартете. В отличие от них, Соловей символизирует талантливого певца, который и объясняет горе-музыкантам: “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней”.)

5. Создание партитуры стихотворения

Текст басни

Задача чтеца

Заинтересовать слушателя развитием действия.

Темп чтения – медленный

Передать развитие действия, иронию автора по поводу далеко идущих планов героев басни, удивление персонажей в связи с первой неудачей.

Темп чтения – средний

Передать эмоциональность, суетливость Мартышки, уверенной в том, что ей известен секрет хорошей игры.

Темп чтения – средний.

Читать эмоционально, взволнованно, уверенно

Передать самоуверенность, оптимизм Осла.

Читать эмоционально, уверенно

Показать неразбериху в квартете, отсутствие единодушия среди героев.

Темп чтения – средний

Передать беспомощность персонажей, наивность (они по-прежнему считают, что у них есть все для хорошей игры). Читать эмоционально, с просительной интонацией, с надеждой

Показать отношение автора к участникам квартета посредством правдивых слов Соловья.

Темп чтения – медленный

6. Выразительное чтение басни с использованием партитуры

IV. Итоги урока

– Как вы понимаете слова М. Цветаевой, использованные в качестве эпиграфа к уроку?

– Удалось ли вам исполнить басню “Квартет” безупречно?

– Каким образом связаны музыка и поэзия?

V. Домашнее задание

Выучить басню Крылова (по выбору), подготовить ее инсценировку.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Урок виразного читання. Байка І. А. Крилова “Квартет”