Творчість Корнеля, “Сід”
39. Творчість Корнеля, “Сід”
Класицизм Диктував прав і не прав літературу, культура розуму, худ сист, що слугувала для шкільної освіти. Намагання вилучити з ант мистецтва: гармонія, стрункість, виваженість, прозора стильво якість. Повернення до Римської істрії. Співвід мист зі сферою розуму, прагнення правильної і норматив творчості, що встановл розумом, ідея вище образу, тяжіння до чіткого, ясного стилю, не схильність до уяви, гармонія є трагічною (щоб бути щасливою я щастя віддаю), абсолютиська держава – носій вищого розуму.
Драматический принципы Корнеля. В дни К. только начинали складываться нормы классицистического театра, в частности правило о трех единствах. Корнель принял эти правила, но употр. их весьма относительно и, если это вызывалось необходимостью нарушал. Современники очень ценили в поэте исторического бытописателя. Сид – средневековая Испания, Гораций-эпоха царей в римской истории, Все эти трагедии построены на использовании Исторических фактов. К. по преимуществу писатель политический. Психологич. конфликт, история чувств, перипетии любви в его трагедиях отходили
Конфликт. Корнель раскрывает новый конфликт – борьбу между чувством и долгом – через систему более конкретных конфликтов. Первый из них – конфликт между личными стремлениями и чувствами героев и долгом перед феодальной семьей, или фамильным долгом. Второй – конфликт между чувствами героя и долгом перед гос-м, перед своим королем. Третий – конфликт фамильного долга и долга перед государством. Эти конфликты раскрываются в опр., последовательности: сначала через образы Родриго и его возлюбленной Химены – первый, затем через образ инфанты (дочери короля), подавляющей свою любовь к Родриго во имя государственных интересов, – второй, и наконец, через образ короля Испании Фернандо – третий.
Против пьесы была развернута целая кампания, длившаяся 2 года. На нее обрушился целый ряд критических статей, написанных Мере, Скюдери, Клавере и др. Мере обвинял К. в плагиате (видимо, с Гильена де Кастро), Скюдери разбирал пьесу с т. з. “Поэтики” Аристотеля. К. осуждали за то, что он не соблюдал 3 единства, и особенно за апологию Родриго и Химены, за образ Химены, за то, что она выходит замуж за убийцу отца. Против пьесы было образовано и специальное “Мнение французской академии о “Сиде”, отредактированное Шапленом и инспирированное Ришелье. Нападки до такой степени подействовали на драматурга, что сначала он замолчал на 3 года, а затем попытался учесть пожелания. Но бесполезно – “Гораций” Ришелье тоже не понравился.