Классицизм в драматургии: анализ трагедии “Гораций” Пьера Корнеля

Классицизм как тип творчества, и прежде всего как эстетическая теория, возник в XVI веке в Италии на позднем этапе развития ренессансной культуры. Эстетика классицизма более полно сформировалась в XVII веке во Франции. Поэтому для рассмотрения особенностей ее выражения мы выбрали трагедию Пьера Корнеля, как яркого представителя классицистического искусства в драматургии.

Биография и творчество Пьера Корнеля

Пьер Корнель – известный французский драматург, “отец французской трагедии”, апологет классицизма во французской

литературе. Он родился в Руане в 1606 году, умер в Париже в 1684 году.

Происходил из круга буржуазии; был сыном адвоката. Получив образование в иезуитской школе, Корнель изучил право и был принят в корпорацию адвокатов. Первая пьеса его появилась в 1629, это была автобиографическая комедия в стихах “Milite”. В 1636, находясь в Руане, драматург написал знаменитую трагедию (“трагикомедию”, по определению самого Корнеля) “Cid” (Сид), которая в декабре того же года была поставлена на сцене в театре дю Маре.

Постановка “Сида”, первой великой трагедии французского классицизма, явилась знаменательной

датой не только в творчестве этого драматурга, но и в истории французского театра. Значение Корнеля для европейского театра заключается прежде всего в создании национальной трагедии, утверждении трагедии классицизма.

“До Корнеля театр был рабским подражанием латинской драме Сенеки, и даже такие талантливые предшественники Корнеля, как Харди, Гарни, Ротру и другие, не сумели сломить рамок условности, превращающих трагедию в мертвую, сухую декламацию. Корнель первый оживил французскую драму, привив ей испанский элемент движения и силы страсти, с другой стороны, он возобновил традиции классической драмы в изображении страстей, глубоко человечных в своем существе… “- пишут о драматурге критики

Чаще всего для творчества Корнеля, как и других классицистов, присуща интерпретация античного, и прежде всего римского, сюжета. Однако он не повторяется в своих трагедиях, ни в проблематике, ни в жанровых формах.

Обращаясь к острым проблемам эпохи и гениально решая их под общечеловеческим углом зрения, драматург тяготел к художественной переработке их в мире идеала, характерного для классицизма.

“Высокий жанр” трагедии классицизма и выражение авторского сознания

Для анализа творчества драматурга-классициста мы выбрали монументальную трагедию “Гораций”. Она была завершена к концу 1639, и поставлена, как считают французские исследователи творчества Корнеля, в театре дю Маре в мае 1640 г. В январе 1641 трагедия была напечатана

Критики едины в своих взглядах: Корнель создал трагедию, в которой впервые с такой силой прозвучали политические идеи абсолютистского государства – единство нации, наступление на феодальную анархию, укрепление власти монарха, приоритет гражданского долга и обязанностей перед частными интересами и личными пристрастиями.

В трагедии “Гораций” раскрывается тема борьбы семейного долга с обязанностью перед государством, причем дело заканчивается победой последнего, триумфом гражданской идеи.

Исходит из аристотелевского принципа, что трагедия должна воспроизводить важные события, в ней должны действовать сильные люди, конфликты которых приводят к фатальным последствиям. Душу зрителя затрагивают только несчастье, сильные страсти этих идеальных людей. Эти принципы Корнель изложил в своих теоретических рассуждениях, то есть в предисловиях к трагедиям и в “Discoars snr le poeme dramatique”.

Авторское сознание реализуется на уровнях автор – и система субъектов сознания (речи), автор и сюжетно-композиционная организация произведения, автор – лингвостилистические средства мастерства. Эти три составляющие мы рассмотрим в трагедии “Гораций”.

Древнеримский сюжет раскрывается исключительно в диалогах персонажей – Горация, его отца, римского патриция, его соперника альбанца Куриация, женщин – Сабины, Камиллы и Юлии, римлянина Валерия и альбанца Флавиана.

Здесь нет ни реплик “в сторону”, ни монологов без адресата. Авторские ремарки сведены к минимуму: это указания на передвижение действующих лиц и исключительно редко – указание на обстоятельства. (“Камилла (ранена): Вор!”). Следовательно, основной формой выражения авторского сознания в “Горация” является диалогическая речь персонажей.

К внесубъектным формам выражения авторского сознания также принадлежит заголовок “Гораций” (имя центрального положительного героя, выразителя драматической идеи) и список действующих лиц с указанием их взаимосвязей, без каких-либо подробностей их характеров и внешности.

Образы-символы, подтексты в “Горация” не актуальны. Однако важную роль играют слова-семантические центры, лейтмотивы (честь, храбрость, Отечество, семья, кровная связь, самопожертвование во имя идеи, воинская доблесть и другие).

Идеи долга имеют в произведении социально-политическое звучание, и все диалоги являются или пропагандой этой идеи, или же ее осмыслением, или ее непосредственным отрицанием. Бытовых подробностей в произведении нет вообще. Идея властвует над всеми действиями и помыслами персонажей, драматическое действие стоит выше повседневной жизни.

В финале герои приходят к утверждению долга перед государством (абсолютистской идеи), как верноподданнической преданности монарху.

Корнель строго соблюдает в произведении правила построения драмы классицизма, придерживается основных положений аристотелевской “Поэтики”. Сцены, где сменяются “счастье” и “несчастье”, сцены узнавания, сцены пафоса, сцены бурного страдания – все это присутствует в “Горация”. Неизменное место действия, непрерывное время действия, проходит будто перед глазами зрителей, – все, как и завещают основы поэтики классицизма, проходит в один день.

Драматическое произведение “Гораций” имеет традиционную структуру: экспозиция – завязка, нарастание действия – конфликт – кульминация, развязка. Есть пролога и эпилога, завязка не является задержанной. Число действующих лиц очень ограничено, и как было общепринятым в классицизме, персонажи – это исключительно представители высшего общества.

Авторских отступлений в трагедии нет. Образ автора в трагедии просто отсутствует. Корнель сознательно устраняет себя, как непосредственного автора, из произведения, чтобы не разрушать его эстетическое совершенство.

Специфическим явлением классицистической эстетики можно считать в произведении интерпретацию древнего текста. Она играет свою особую роль. Древний сюжет своим авторитетом бы санкционирует оригинальную авторскую мысль, даже в определенной степени отодвигая ее на второстепенный план, и будто сводя к роли скромного комментария или варианта идеи классического философа. Это показатель классицистической ориентации на “образец”, которая послужила основанием для наименования классицизма как литературного направления (от латинского слова classicus – образцовый).

Идеи и герои трагедии “Гораций”

В трагедии “Гораций”, как и в произведении “Цинна”, Корнель пытался последовательно проводить политику абсолютизма, хотя уделял внимание и противоположным идеям – свободолюбия, демократии, верховенства семейных связей, милосердия, индивидуализма.

Индивидуализм в произведении олицетворяет Камилла. Милосердие и священность семьи – Сабина. Идеи демократии – Валерий. Гораций же – рыцарь долга, он убивает сестру Камиллу за то, что из-за своего личного горя она прокляла Родину.

Герои, которые выступают против идей Горация, переживают отчаяние, страх, горе или безумную страсть, и не приходят к триумфу. Валерий не достигает своей цели, Камилла погибает от руки родного брата, сломленную духом Сабину вынуждены поддержать и призвать к устойчивости: “Не лей ты слез пустых – и истинной сестрою / Ты будешь воинам, оплаканным тобою”.

Рассказчика в произведении, и непосредственного авторского слова – тоже нет, а основная возможность выразить автора в данном произведении – это персонаж. В трагедии существуют персонажи, которые рассказывают о других героях важные экспозиционные сведения, говорят читателю о более ранних событиях, о родственных и других связях героев.

В начале произведения такая функция разделена между Камиллой, Сабиной и Юлией. “Подобный твоему, Камилле чужд разлад. Твой брат – ее жених, а твой муж – ей брат “.. Пьер Корнель тяготеет к естественности, поэтому не вводит в произведение героев-резонеров, с чисто искусственной функцией рассказывать о других.

Но в произведении все же существуют рассказчики, которые знают подробности еще неизвестных другим действующим лицам событий и рассказывают все это действующим лицам и читателю. Это вестники (Флавиан, Юлия, Валерий) и поверенные (Юлия), однако их функции не исчерпываются уже указанной. Например, Валерий выполняет функции вестника, спикера и участвует в развитии истории любви Камиллы и Куриация. Иногда даже главные герои берут на себя такую функцию (Куриаций): “Теперь пройдет не боле двух часов – и судьбу племени решат лишь шесть бойцов”.

Корнель изображает идеальное человечество, героев с непреклонной волей в исполнении самого сурового долга, которых можно упрекнуть в бездушии, но они все равно выходят триумфаторами. Поэтому речь персонажей мало индивидуализирована, хотя и не ограничена планом авторской речи. Она выражает героический пафос, ей присущ величественный ораторский стиль. Слово на сцене следует за произошедшим событием.

Старый Гораций выражает такие же идеи, что и сын, но уже более зрело, сдержанно, умеренно, авторитетно и мудро. Речь героев не ограничена планом авторской речи. Автор стремился сочетать принцип доминанты идеи с изображением сложности человеческой натуры.

Характеры трагедии целом односторонние, исключая Сабину и Куриация, все время страстные, обращенные к основному конфликту, убедительные для того, чтобы читатель воспринимал увиденное за действительность. С той же целью они ведут речь от первого лица, создавая эффект достоверности.

Драматург тщательно следит, чтобы образы его главных героев соответствовали величию трагического конфликта и эпохальной значимости его решения. Он посылает героев в экстремальные ситуации, требующие предельного напряжения душевных сил, проявляют значительность их натур.

Подобная гиперболизация образа характерна для искусства классицизма и отвечает присущей ему нацеленности на выявление сути явления через осмысление и строгое, каноническое художественное воплощение.

В качестве авторской эмоциональности мы здесь можем назвать героику, “страшную внутреннюю силу пафоса”, свойственной, как писал Белинский, творчества Корнеля.

Герои проникнуты борьбой долга и чувства: любовь противопоставляется долгу перед родителями, патриотизм – семейным узам. В “Горация” главное идейное значение и окончательная победа принадлежат патриотизму. Поскольку автор всегда носитель того мироощущения, выражением которого является все произведение, то главное идейное значение произведения – это и есть ценностная позиция автора.

Как мы уже говорили, авторская присутствие в произведении сведена к минимуму, поэтому ее выражают персонажи. Еще одна форма выражения авторского сознания в “Горация” – речь персонажа, идейно близкого к автору.

Авторскую идею выражают в своей речи трое центральных положительных персонажей. Это сам Гораций, который без сомнений считает – во имя общего дела можно преступить даже законы общечеловеческие – естественные чувства любви и привязанности, кровные и родственные связи.

Не сомневается он и в том, что борьба означает альтернативу – гибель или победа, не оставляя места колебаниям, слезам и жалобам. Идеал – это стойкость в испытаниях, преданность родине и готовность за нее бестрепетно принять любые муки и смерть. Гораций прежде всего человек, который отдал себя всецело служению Родине.

Еще один герой, выражает авторскую идею – старый Гораций, предпочитающий смерть сына его позору, ставящий государство выше семьи. Для него преданность Риму – высшая ценность. И также это монарх Тулл – он утверждает абсолютизм.

Можно выделить еще одну форму выражения авторского сознания – организацию диалогов-дискуссий между героями, где уже вышеупомянутые слова – идеологические центры, семантические центры (героизм, родина, долг и т. д.), наполняются разным значением зависимости от сознания персонажа. В столкновении этих часто противоположных значений и проявляется авторская точка зрения.

Также авторское сознание выражается в актуализации отдельных частей текста: слово Тулла, который провозглашает ценности абсолютизма, тем более важно, что становится развязкой сюжета: оно решает долю главного героя – будет он жить, или умрет.

Трагедия “Гораций” была воспринята публикой и критиками как шедевр, однако смерть Камиллы от руки брата не понравилась тогдашнему зрителю. По мнению французов тех времен, Горацию можно было бы сочувствовать только в том случае, если Камилла погибла от его меча, но, например, в случае самоубийства, во время борьбы, несчастного случая и т. д. Корнель под давлением авторитетных мнений считал нужным даже переписать некоторые элементы сюжета, но не решился “разрушать то, что уже так хорошо получилось”.

А вот в эпоху Великой французской революции, “Гораций” стал самой популярной пьесой революционного театра.

Мы можем сделать вывод, что Корнель как автор фактически выступает как представитель от имени авторитетной традиции классицизма, его канонов жанра и стиля.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Классицизм в драматургии: анализ трагедии “Гораций” Пьера Корнеля