Творчість Мольєра

42. Творчість Мольєра

Для него характерны:

Резкое разграничение положительных и отрицательных персонажей, противопоставление добродетели и порока;

Схематизация образов, унаследованная Мольером от commedia dell’arte склонность оперировать масками вместо живых людей;

Механическое развёртывание действия как столкновения внешних по отношению друг к другу и внутренне почти неподвижных сил.

Но когда Мольер выступал против пороков современного общества, он защищал интересы народа; когда он выражал свои критические воззрения

на современность, он действовал, следуя здравым суждениям народа; когда ему нужно было противопоставить своим сатирическим персонажам натуры здоровые, разумные и деятельные, он находил их чаще всего в среде народа.

Сила Мольера – в его прямом обращении к своей современности, в беспощадном разоблачении ее социальных уродств, в глубоком раскрытии в драматических конфликтах основных противоречий времени, в создании ярких сатирических типов, воплощающих собой главнейшие пороки современного ему дворянско-буржуазного общества.

“Бессмертный Тартюф – плод самого сильного напряжения комического

гения” {А. С. Пушкин, Полн. собр. соч., Изд. Академии наук СССР, т. 13, М. 193. стр. 179.}, – писал А. С. Пушкин, говоря об этой боевой, воинствующей мольеровской сатире. “О, Мольер, великий Мольер! ты, который так обширно и в такой полноте развивал свои характеры, так глубоко следил все тени их” {Н. В. Гоголь, Полн. собр, соч.. Изд. Академии наук СССР, т. VIII. М. 1952, стр. 182.}, – вдохновенно говорил Н. В. Гоголь.

Новаторство:Удовлетворяя требованиям короля создавать развлекательные зрелища, Мольер обращается к новому жанру – комедий-балетов. В Париже Мольером было написано 13 пьес, в которые как необходимая, а часто и как главная составная часть входила музыка. Произведения эти неверно считать, как это иногда принято, чем-то второстепенным. Почитая основным в своей писательской работе умение нравиться публике, Мольер искал особые способы воздействия на зрителя. Эти усилия и привели его к созданию нового жанра путем органического соединения разнородных элементов – драматургии, музыки, танца, и современники оценили его новаторство

Новаторские пьесы Мольера (в сочетании с музыкой Люлли) способствовали рождению во Франции новых музыкальных жанров: трагедии в музыке, т. е. оперы (комедии-балеты первой группы) и комической оперы (комедии-балеты второй группы) – чисто французского демократического жанра, расцвет которого наступит в XVIII столетии..

Висока комедія: “Мы наносим порокам тяжелый удар, выставляя их на всеобщее посмешище”. Перед комедией стоят две большие задачи:поучать и развлекать. Представления Мольера о задачах комедии не выходят из круга классицистической эстетики. задача комедии – дать на сцене приятное изображение общих недостатков. Актер должен играть не самого себя. Комедия Мольера содержит в себе все характерные особенности классицистического театра. В начале пьесы ставится какая-то нравственная, общественная или политическая проблема. здесь же указывается на размежевание сил. две точки зрения, два толкования, два мнения. Возникает борьба с тем, чтобы дать в конце решение, мнение самого автора. Вторая особенность – предельная концентрация сценических средств вокруг главной идеи. Развитие сюжета, конфликт, коллизии и сами сценические персонажи лишь иллюстрируют заданную тему. все внимание драматурга привлечено к изображению страсти, которой одержим человек. мысль драматурга приобретает большую четкость, весомость.

Комізм Мольєра, сюжети, характерологія

В творчестве Мольера комедия получила дальнейшее развитие как жанр. Сформировались такие ее формы, как “высокая” комедия, комедия-“школа” (термин Н. Ерофеевой), комедия-балет и другие. Г. Бояджиев в книге “Мольер: Исторические пути формирования жанра высокой комедии” указывал, что нормы нового жанра вырисовывались по мере того, как комедия сближалась с реальностью и в результате этого приобретала проблематику, определяемую общественной проблематикой, объективно существующей в самой действительности. Основанная на опыте античных мастеров, комедии дель арте и фарсе, классицистская комедия, по замечанию ученого, получила высшее развитие у Мольера.

Комедии Мольера затрагивают широкий круг проблем современной жизни: отношения отцов и детей, воспитание, брак и семья, нравственное состояние общества (лицемерие, корыстолюбие, тщеславие и др.), сословность, религия, культура, наука (медицина, философия) и т. д. Этот комплекс тем решается на парижском материале, за исключением “Графини д’Эскарбанья”, действие которой происходит в провинции. Мольер берет сюжеты не только из реальной жизни; он черпает их в античной (Плавт, Теренций) и ренессансной итальянской и испанской драматургии (Н. Барбьери, Н. Секки, Т. де Молина), а также во французской средневековой народной традиции (фаблио, фарсы).

Главная черта мольеровских персонажей – самостоятельность, активность, способность устраивать свое счастье и свою судьбу в борьбе со старым и отжившим. У каждого из них есть собственные убеждения, собственная система взглядов, которые он отстаивает перед своим оппонентом; фигура оппонента обязательна для классицистической комедии, ибо действие в ней развивается в контексте споров и дискуссий. Другая черта мольеровских персонажей – их неоднозначность. Многие из них обладают не одним, а несколькими качествами (Альцест из “Мизантропа”, Дон Жуан), или же по ходу действия происходит усложнение или изменение их характеров (Аньес в “Школе жен”, Аргон в “Тартюфе”, Жорж Данден). Но всех отрицательных персонажей объединяет одно – нарушение меры. Мера – главный принцип классицистической эстетики. В комедиях Мольера оно тождественно здравому смыслу и естественности (а значит и нравственности). Их носителями нередко оказываются представители народа (служанка в “Тартюфе”, жена-плебейка Журдена в “Мещанине во дворянстве”).

Показывая несовершенство людей, Мольер реализует главный принцип комедийного жанра – через смех гармонизировать мир и человеческие отношения. Однако в “Тартюфе”, “Дон Жуане”, “Мизантропе” (отчасти в “Школе жен” и “Скупом”) он отступает от этого принципа. Зло торжествует в “Мизантропе”, в “Тартюфе” и “Дон Жуане”, хотя его носители и наказаны, оно остается по сути непобежденным, ибо слишком сильно укоренилось в жизни людей. В этом – глубинный реализм Мольера.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Творчість Мольєра