Развитие связной речи. Выборочное изложение “Подвиг Остапа”
УСІ УРОКИ ЗАРУБІЖНОЇ ЛІТЕРАТУРИ 7 КЛАС
I семестр
УКРАЇНА ТА ЇЇ ІСТОРІЯ В ЛІТЕРАТУРІ
УРОК 30
Тема. Развитие связной речи. Выборочное изложение “Подвиг Остапа”
Цель: развитие связной речи учащихся; совершенствование умения отбирать главное, составлять сложный план ответа, делать обобщения; воспитание чувства патриотизма на примерах повести; воспитание культуры связной речи, культуры ответа и письменного оформления своих мыслей.
Оформление: иллюстрации Д. Шмаринова к повести.
ХОД УРОКА
І. Актуализация опорных
1. Работа над серией иллюстраций Д. Шмаринова к повести, воспроизводящих эпизоды, посвященные Остапу
Соотнести их с общим количеством.
Задание: можем ли мы утверждать, что художник уделил герою особое внимание, показал его разносторонне?
Худ. Д. Шмаринов. Казнь Остапа
2. Беседа с учащимися
1). Что становится нам известно о характере Остапа уже с первых страниц повести? Действительно ли это незаурядная личность?
2). Как говорит о характере героя его поведение в бурсе?
3). Как зарекомендовал себя Остап на Сечи? Зачитайте слова Бульбы о сыне.
4). Как сражался Остап под
5). Что служит полным доказательством его мужества и боевой удали? Какую оценку дали казаки своему молодому товарищу, избирая его атаманом? Как показал себя Остап в качестве атамана?
6). Прочитать эпизод с описанием последнего боя Остапа, его влиянии на исход боя (личная храбрость в сражении с хорунжим, выбил фитили, выскочил из засады).
7). Можно ли назвать геройским поведение Остапа во время казни?
8). Что такое подвиг – один момент или вся жизнь? Можем ли мы сказать, что вся жизнь Остапа была подготовкой к подвигу?
3. Составление сложного плана к выборочному изложению (с помощью учителя)
(В слабом классе план можно заранее написать на закрытой доске.)
Примерный план
I. Вступление.
“Вот то гнездо, откуда вылетают все те вольные и крепкие, как львы, откуда разливается воля и казачество на всю Украину!”
II. Главная часть.
Вся жизнь Остапа – подвиг.
1. Мечты о геройстве на Сечи, о защите родины.
2. Подготовка к подвигу, воспитание в себе силы воли, смелости, товарищества.
3. Признание и уважение товарищей (Остап – куренной атаман).
4. Геройское поведение в бою.
5. Мужество Остапа во время казни.
ІІІ. Вывод.
Герои не умирают. Или: Как я понимаю, что такое подвиг.
Учитель. Что из частей этого плана является собственно изложением материала?
II. Самостоятельная работа над изложением: пункты 1, 2, 3, 4, 5
На отличную оценку – продолжение: пункт ІІІ.
III. Домашнее задание
Просмотреть отобранный цитатный материал к образам Остапа и Андрия, возможно – дополнить его.