КОТЁНОК ГОСПОДА БОГА – Людмила Стефановна ПЕТРУШЕВСКАЯ (род. в 1938г.)
В ПЛЕНУ УДИВИТЕЛЬНЫХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ
Людмила Стефановна ПЕТРУШЕВСКАЯ (род. в 1938г.)
КОТЁНОК ГОСПОДА БОГА
Одна бабушка в деревне заболела, заскучала и собралась на тот свет.
Сын её всё не приезжал, на письмо не ответил, вот бабушка и приготовилась помирать, отпустила скотину в стадо, поставила бидончик чистой воды у кровати, положила кусок хлеба под подушку, поместила поганое ведро поближе и легла читать молитвы, и ангел-хранитель встал у неё в головах.
А в эту деревню приехал мальчике мамой.
У них всё было неплохо, их собственная
Гулял этот выгнанный внук по деревне и заметил котёнка, маленького, головастого и пузатого, серого и пушистого.
Котёнок приблудился к ребёнку, стал тереться о его сандалики, навевая на мальчика сладкие мечты: как можно будет кормить котёночка, спать с ним, играть.
И мальчиков ангел-хранитель радовался, стоя за его правым плечом, потому что всем известно,
И если белый свет принимает очередное посланное Богом существо, то этот белый свет продолжает жить.
И каждое живое творение – это испытание для уже заселившихся: примут они новенького или нет.
Так вот, мальчик схватил котёнка на руки и стал его гладить и осторожно прижимать к себе.
А за левым локтем его стоял бес, которого тоже очень заинтересовал котёнок и масса возможностей, связанных с этим именно котёнком.
Ангел-хранитель забеспокоился и стал рисовать волшебные картины: вот котик спит на подушке мальчика, вот играет бумажкой, вот идёт гулять, как собачка, у ноги…
А бес толкнул мальчика под левый локоть и предложил: хорошо бы привязать котёнку на хвост консервную банку! Хорошо бы бросить его в пруд и смотреть, умирая со смеху, как он будет стараться выплыть! Эти выпученные глаза!
И много других разных предложений внёс бес в горячую голову выгнанного мальчика, пока тот шёл с котёнком на руках домой.
А дома бабка тут же его выругала, зачем он несёт блохастого в кухню, тут в избе свой кот сидит, а мальчик возразил, что он увезёт его с собой в город, но тут мать вступила в разговор, и всё было кончено, котёнка велено было унести откуда взял и бросить там за забор.
Мальчик шёл с котёнком и бросал его за все заборы, а котёнок весело выпрыгивал навстречу ему через несколько шагов и опять скакал и играл с ним.
Так мальчик дошёл до заборчика той бабушки, которая собралась умирать с запасом воды, и опять котёнок был брошен, но тут он сразу же исчез.
И опять бес толкнул мальчика под локоть и указал ему на чужой хороший сад, где висела спелая малина и чёрная смородина, где золотился крыжовник.
Бес напомнил мальчику, что бабка здешняя болеет, о том знала вся деревня, бабка уже плохая, и бес сказал мальчику, что никто не помешает ему наесться малины и огурцов.
Ангел же хранитель стал уговаривать мальчишку не делать этого, но малина так алела в лучах заходящего солнца!
Ангел-хранитель плакал, что воровство не доведёт до добра, что воров по всей земле презирают и сажают в клетки как свиней, и что человеку-то стыдно брать чужое – но всё было напрасно!
Тогда ангел-хранитель стал напоследок нагонять на мальчишку страх, что бабка увидит из окна.
Но бес уже открывал калитку сада со словами “увидит, да не выйдет” и смеялся над ангелом.
А бабка, лёжа в кровати, вдруг заметила котёнка, который влез к ней в форточку, прыгнул на кровать и включил свой моторчик, умащиваясь в бабушкиных замёрзших ногах.
Бабка была ему рада, её собственная кошка отравилась, видимо, крысиным ядом у соседей на помойке.
Котёнок помурчал, потёрся головой о ноги бабушки, получил от неё кусочек чёрного хлеба, съел и тут же заснул.
А мы уже говорили о том, что котёнок был не простой, а был он котёнком Господа Бога, и волшебство произошло в тот же момент, тут же постучались в окно, и в избу вошёл старухин сын с женой и ребёнком, увешанный рюкзаками и сумками: получив материно письмо, которое пришло с большим опозданием, он не стал отвечать, не надеясь больше на почту, а потребовал отпуск, прихватил семью и двинул в путешествие по маршруту автобус – вокзал – поезд – автобус – автобус – час пешком через две речки, лесом да полем, и наконец прибыл.
Жена его, засучив рукава, стала разбирать сумки с припасами, готовить ужин, сам он, взявши молоток, двинулся ремонтировать калитку, сын их поцеловал бабушку в носик, взял на руки котёнка и пошёл в сад по малину, где и встретился с посторонним пацаном, и вот тут ангел-хранитель вора схватился за голову, а бес отступил, болтая языком и нагло улыбаясь, также вёл себя и несчастный воришка.
Мальчик-хозяин заботливо посадил котёнка на опрокинутое ведро, а сам дал похитителю по шее, и тот помчался быстрее ветра к калитке, которую как раз начал ремонтировать бабкин сын, заслонив все пространство спиной.
Бес ушмыгнул сквозь плетень, ангел закрылся рукавом и заплакал, а вот котёнок горячо вступился за ребёнка, да и ангел помог сочинить, что-де вот полез мальчик не в малину, а за своим котёнком, который-де сбежал. Или это бес сочинил, стоя за плетнём и болтая языком, мальчик не понял.
Короче, мальчика отпустили, а котёнка ему взрослый не дал, велел приходить с родителями.
Что касается бабушки, то её ещё оставила судьба пожить: уже вечером она встала встретить скотину, а наутро сварила варенье, беспокоясь, что всё съедят и нечего будет сыночку дать в город, а в полдень постригла овцу да барана, чтобы успеть связать всей семье варежки и носочки.
Вот наша жизнь нужна – вот мы и живём.
А мальчик, оставшись без котёнка и без малины, ходил мрачный, но тем же вечером получил от своей бабки м иску клубники с молочком неизвестно за что, и мама почитала ему на ночь сказку, и ангел-хранитель был безмерно ради устроился у спящего в головах, как у всех шестилетних детей.
Читаем, размышляем, обсуждаем…
1. Расскажите, какие чувства и мысли вызвал у вас прочитанный рассказ.
2. Совпали ли ваши предположения о произведении, вызванные его названием, с прочитанным текстом?
3. Сформулируйте, о чём этот рассказ.
4. Охарактеризуйте главных героев произведения. Кто из них у вас вызывает симпатию и наоборот? Почему?
5. Найдите в тексте и прочитайте описание котёнка. Есть ли что-либо необычное в этом описании?
6. Как автор обосновывает, почему это не простой котёнок, а котёнок Господа Бога? А вы согласны с таким объяснением? Аргументируйте свой ответ.
7. Расскажите, как и почему в жизни мальчика появляется котёнок. Случайно ли это?
8. Как вы думаете, может ли история, описанная в произведении, произойти в жизни? Почему?
9. Раскройте смысл финала рассказа.
10. Перескажите прочитанное произведение.
ПОДЫТОЖИМ ИЗУЧЕННОЕ В РАЗДЕЛЕ “УРОКИ ВОСПИТАНИЯ СЕРДЦА”
1. Объясните, как вы понимаете название и эпиграф этого раздела.
2. Прокомментируйте мысль известного украинского педагога В. А. Сухомлинского: “Годы детства – это прежде всего воспитание сердца”.
3. Подумайте, что объединяет рассказы, представленные в этом разделе. Обоснуйте свой ответ.
4. Расскажите, какие жизненные уроки извлекли вы из прочитанных произведений.
5. Прокомментируйте высказывание исследовательницы A. Акимовой о рассказах А. П. Платонова: “Он не хотел развлекать, придумывать истории, уводящие подальше от жизни… его писательская цель была другая: открыть мир и помочь ему ста ть на деле лучше…”.
6. Объясните, как вы понимаете смысл названия прочитанного произведения В. П. Астафьева.
7. Выразительно прочитайте последний абзац рассказа B. П. Астафьева “Конь с розовой гривой”. Как вы думаете, почему главный герой не может забыть “бабушкин пряник”?
8. Раскройте значение образа котёнка в жизни героев рассказа Л. С, Петрушевской “Котёнок Господа Бога”.
9. Какие сказочные элементы присутствуют в рассказе Л. С. Петрушевской? Определите их роль в тексте.
10. Приходилось ли вам встречаться с бескорыстным добром? Расскажите об этом.
11. Какие “уроки воспитания сердца” вы вынесли, читая произведения из этого раздела?