Александр Пушкин “Песнь о вещем Олеге”. Смысл сопоставления князя и кудесника как отражение главной мысли поэта
УСІ УРОКИ ЗАРУБІЖНОЇ ЛІТЕРАТУРИ 7 КЛАС
I семестр
ГЕРОЇЧНІ ПІСНІ й БАЛАДИ У СВІТОВІЙ ЛІТЕРАТУРІ
УРОК 11
Тема. Александр Пушкин “Песнь о вещем Олеге”. Смысл сопоставления князя и кудесника как отражение главной мысли поэта
Цель: показать причины обращения поэта к истории, пояснить, в чем проявилось воплощение в материале далекого прошлого; совершенствовать навыки текстологического анализа произведения, навыки выразительного чтения в лицах; воспитывать культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность,
Оборудование: портрет А. Пушкина; иллюстрации В. М. Васнецова к “Песне о вещем Олеге”.
ХОД УРОКА
I. Конкурс выразительного чтения баллад наизусть
II. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Слово учителя
– Говоря об обращении А. С. Пушкина к исторической тематике, мы отметили глубокое уважение и неподдельный интерес поэта к прошлому, его умение “погружать” читателя в изображаемую эпоху путем введения в текст баллады устаревшей лексики.
Но есть еще что-то,
2. Словарная работа (проверка домашнего задания)
Вещий – (высокий стиль). Предвидящий будущее, пророческий.
Словарь русского языка С. И. Ожегова.- М.: Русский язык, 1990.- С. 82.
Въщій, кому все въдомо и кто въщает будущее; прорицатель, предсказатель; // умный, мудрый, смотрокъ, предусмотрительный // разсудительный, умно и красно* говорящій.
Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля.- М.: Русский язык, 1989.- Т. 1.- С. 336.
3. Беседа с учащимися по домашнему заданию
1) Кого Пушкина называет в балладе “вещим”? (“Вещий Олег”) Почему он вещий?
2) Какое еще слово, понятие в балладе Пушкин сопровождается этим определением? (“Вещий язык” – о волхвах)
3) Какие еще определения создают образ кудесника? (“Мудрый старец”, “вдохновенный кудесник”)
Учитель. Поскольку сюжет “Песни о вещем Олеге” Пушкина от летописного сказания в “Повести временных лет” отличается именно образами князя Олега и старого волхва, основан именно на их диалоге, давайте исследуем текст внимательнее.
ІІІ. Формирование новых знаний, умений и навыков
1. Выразительное чтение баллады в лицах
2. Письменный подбор материала с целью сравнения персонажей с соответствующим попутным комментарием
Князь Олег | Кудесник |
“Князь по полю едет на верном коне” “…подъехал Олег” | “Из темного леса навстречу ему // идет вдохновенный кудесник” |
Учитель. Итак, князь разговаривает со стариком-волхвом, сидя в седле, свысока. Обращаясь за предсказанием (помощью, советом), он даже внешне подчеркивает свое превосходство.
(Обращение к иллюстрациям В. М. Васнецова)
Князь Олег “могучий владыка” “соседи-враги” “победой прославлено имя твое” “волны и суша покорны тебе” “завидует недруг” “и пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя” “незримый хранитель могущему дан” Следствие могущества на земле; признано всеми и во всем | Кудесник “любимец богов” Ничего земного: ни богатства, ни положения |
Учитель. Обратите внимание: в начале баллады князь характеризуется как “могучий”, через некоторое время мы наблюдаем повторение характеристики, но на качественно новом этапе, высоким стилем. Отсюда и разговор свысока:
Не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня.
Князь привык, что его боятся и ждут от него наказания (“обрёк он мечам и пожарам”) либо награды. Что же отвечает князю собеседник?
Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен.
Могущество, сила, богатство, положение на земле для волхва не имеет значения!
Обратите внимание: кудесник говорит во множественном числе “волхвы”, “им”, причисляя себя к какому-то определенному кругу, избранность которого с гордостью отмечает: “Правдив и свободен их вещий язык // И с волей небесною дружен”.
Он – как посланник, глашатай воли небес судьбы: “Запомни же ныне ты слово моё”.
Благодарит ли князь волхва за предсказание? Можно ли сказать, что оно произвело на него впечатление? (Да, он отдал подробные и очень эмоциональные (!) указания насчет коня, он даже вспомнил о коне через время.)
А почему же князь не поблагодарил кудесника? (Не счел нужным, воспринял как службу, как само собой разумеющееся.)
Сбылись ли предсказания формально? Какова реакция князя?
(О коне
Князь вспоминает в некотором смысле потребительски:
“Мой конь и доныне носил бы меня”
“Не ты под секирой ковыль обагришь//
И жаркою кровью мой прах напоишь!”
О кудеснике:
Оскорбительно, за глаза:
“Кудесник, ты лживый,
Безумный старик!//
Презреть бы твое предсказанье!”
О судьбе:
“Вот где таилась погибель моя!//
Мне смертию кость угрожала!”)
Чем заканчивается баллада?
Кого показал Пушкин в образе кудесника?
Худ. В. Васнецов. “Прощай, мой товарищ, мой верный слуга”
IV. Подведение итогов урока
Учитель. Основное в балладе не просто развитие сюжета, рассказ о событиях, здесь важна авторская оценка происходящего. Автор может использовать тему далекого прошлого, чтобы высказать свое мнение о настоящем.
Кто, по мнению Пушкина, “вдохновенный кудесник”? Чей “вещий язык” “правдив и свободен”? Кто не боится “могучих владык”?
Вернемся к толкованию В. Даля: поэт – “…умно и красно говорящий”.
Итак, это о поэте, точнее, о себе писал Пушкин.
V. Домашнее задание
Подготовка к конкурсу выразительного чтения баллад наизусть.
Индивидуальное задание: подготовить сообщение о Р. Стивенсоне.
___________________________________________________________________________
* красно – красиво.