Александр Пушкин “Песнь о вещем Олеге”. Смысл сопоставления князя и кудесника как отражение главной мысли поэта

УСІ УРОКИ ЗАРУБІЖНОЇ ЛІТЕРАТУРИ 7 КЛАС

I семестр

ГЕРОЇЧНІ ПІСНІ й БАЛАДИ У СВІТОВІЙ ЛІТЕРАТУРІ

УРОК 11

Тема. Александр Пушкин “Песнь о вещем Олеге”. Смысл сопоставления князя и кудесника как отражение главной мысли поэта

Цель: показать причины обращения поэта к истории, пояснить, в чем проявилось воплощение в материале далекого прошлого; совершенствовать навыки текстологического анализа произведения, навыки выразительного чтения в лицах; воспитывать культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность,

эмоциональность, чувство слова; воспитывать умение видеть ассоциативные связи в произведениях разных видов искусства.

Оборудование: портрет А. Пушкина; иллюстрации В. М. Васнецова к “Песне о вещем Олеге”.

ХОД УРОКА

I. Конкурс выразительного чтения баллад наизусть

II. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Слово учителя

– Говоря об обращении А. С. Пушкина к исторической тематике, мы отметили глубокое уважение и неподдельный интерес поэта к прошлому, его умение “погружать” читателя в изображаемую эпоху путем введения в текст баллады устаревшей лексики.

Но есть еще что-то,

ради чего поэт обратился к прошлому. Словно Пушкин хотел найти в былом ответы на мучившие его в настоящем вопросы, сделать свои мысли о современности достоянием общества.

2. Словарная работа (проверка домашнего задания)

Вещий – (высокий стиль). Предвидящий будущее, пророческий.

Словарь русского языка С. И. Ожегова.- М.: Русский язык, 1990.- С. 82.

Въщій, кому все въдомо и кто въщает будущее; прорицатель, предсказатель; // умный, мудрый, смотрокъ, предусмотрительный // разсудительный, умно и красно* говорящій.

Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля.- М.: Русский язык, 1989.- Т. 1.- С. 336.

3. Беседа с учащимися по домашнему заданию

1) Кого Пушкина называет в балладе “вещим”? (“Вещий Олег”) Почему он вещий?

2) Какое еще слово, понятие в балладе Пушкин сопровождается этим определением? (“Вещий язык” – о волхвах)

3) Какие еще определения создают образ кудесника? (“Мудрый старец”, “вдохновенный кудесник”)

Учитель. Поскольку сюжет “Песни о вещем Олеге” Пушкина от летописного сказания в “Повести временных лет” отличается именно образами князя Олега и старого волхва, основан именно на их диалоге, давайте исследуем текст внимательнее.

ІІІ. Формирование новых знаний, умений и навыков

1. Выразительное чтение баллады в лицах

2. Письменный подбор материала с целью сравнения персонажей с соответствующим попутным комментарием

Князь Олег

Кудесник

“Князь по полю едет на верном коне” “…подъехал Олег”

“Из темного леса навстречу ему // идет вдохновенный кудесник”

Учитель. Итак, князь разговаривает со стариком-волхвом, сидя в седле, свысока. Обращаясь за предсказанием (помощью, советом), он даже внешне подчеркивает свое превосходство.

(Обращение к иллюстрациям В. М. Васнецова)

Князь Олег

“могучий владыка”

“соседи-враги”

“победой прославлено имя твое” “волны и суша покорны тебе”

“завидует недруг”

“и пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя”

“незримый хранитель могущему дан”

Следствие могущества на земле; признано всеми и во всем

Кудесник

“любимец богов”

Ничего земного: ни богатства, ни положения

Учитель. Обратите внимание: в начале баллады князь характеризуется как “могучий”, через некоторое время мы наблюдаем повторение характеристики, но на качественно новом этапе, высоким стилем. Отсюда и разговор свысока:

Не бойся меня:

В награду любого возьмешь ты коня.

Князь привык, что его боятся и ждут от него наказания (“обрёк он мечам и пожарам”) либо награды. Что же отвечает князю собеседник?

Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен.

Могущество, сила, богатство, положение на земле для волхва не имеет значения!

Обратите внимание: кудесник говорит во множественном числе “волхвы”, “им”, причисляя себя к какому-то определенному кругу, избранность которого с гордостью отмечает: “Правдив и свободен их вещий язык // И с волей небесною дружен”.

Он – как посланник, глашатай воли небес судьбы: “Запомни же ныне ты слово моё”.

Благодарит ли князь волхва за предсказание? Можно ли сказать, что оно произвело на него впечатление? (Да, он отдал подробные и очень эмоциональные (!) указания насчет коня, он даже вспомнил о коне через время.)

А почему же князь не поблагодарил кудесника? (Не счел нужным, воспринял как службу, как само собой разумеющееся.)

Сбылись ли предсказания формально? Какова реакция князя?

(О коне

Князь вспоминает в некотором смысле потребительски:

“Мой конь и доныне носил бы меня”

“Не ты под секирой ковыль обагришь//

И жаркою кровью мой прах напоишь!”

О кудеснике:

Оскорбительно, за глаза:

“Кудесник, ты лживый,

Безумный старик!//

Презреть бы твое предсказанье!”

О судьбе:

“Вот где таилась погибель моя!//

Мне смертию кость угрожала!”)

Чем заканчивается баллада?

Кого показал Пушкин в образе кудесника?

Худ. В. Васнецов. “Прощай, мой товарищ, мой верный слуга”

IV. Подведение итогов урока

Учитель. Основное в балладе не просто развитие сюжета, рассказ о событиях, здесь важна авторская оценка происходящего. Автор может использовать тему далекого прошлого, чтобы высказать свое мнение о настоящем.

Кто, по мнению Пушкина, “вдохновенный кудесник”? Чей “вещий язык” “правдив и свободен”? Кто не боится “могучих владык”?

Вернемся к толкованию В. Даля: поэт – “…умно и красно говорящий”.

Итак, это о поэте, точнее, о себе писал Пушкин.

V. Домашнее задание

Подготовка к конкурсу выразительного чтения баллад наизусть.

Индивидуальное задание: подготовить сообщение о Р. Стивенсоне.

___________________________________________________________________________

* красно – красиво.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Александр Пушкин “Песнь о вещем Олеге”. Смысл сопоставления князя и кудесника как отражение главной мысли поэта