ЗИМНЕЕ УТРО – АЛЕКСАНДР ПУШКИН (1799-1837)
СТРАНИЦЫ ПОЭЗИИ
АЛЕКСАНДР ПУШКИН (1799-1837)
ЗИМНЕЕ УТРО
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой1 взоры
Навстречу северной Авроры2.
Звездою севера явись!
Вечор3, ты помнишь, вьюга злил
На мутном небе мгла носилась:
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела.
И ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами.
Блестя на солнце, снег лежит:
Прозрачный лес
И ель сквозь иней зеленеет.
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь4 –
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые.
И берег, милый для меня.
1829 г.
1 Нега – состояние полного довольства, блаженство, приятное состояние.
2 Аврора – в древнеримской мифологии – богиня утренней зари, рассвета.
3 Вечор
4 Запрёчь (запрягать) – привязывать посредством упряжи лошадь к повозке.
Вопросы и задания
1. Расскажите, какое зимнее утро вам нравится. Сравните свои впечатления с описанием зимнего утра в стихотворении А. Пушкина.
2. Какое настроение преобладает в этом стихотворении: радостное, весёлое или унылое, мрачное?
3. Как связано название стихотворения с его содержанием?
4. Сравните первую и вторую строфы стихотворения. Как вы думаете, отличается ли настроение, выраженное в них?
5. Найдите в тексте стихотворения эпитеты и метафоры. Какие из указанных изобразительно-выразительных средств показались вам необычными? При помощи каких эпитетов и метафор автор передаёт ощущение яркости и блеска?
6. Опишите устно, какой Малюнок вы могли бы нарисовать к стихотворению.
7. Выразительно прочитайте стихотворение, пытаясь подчеркнуть особенности его ритма.
8. Выпишите из текста стихотворения слова, которые вы встретили впервые, и объясните их значение.
Сравните первые три строфы стихотворения “Зимнее утро” А. Пушкина с переводом Я. Чорногуза на украинский язык.
ЗИМОВИЙ РАНОК
Мороз і сонце – день чудесний,
Ще бачиш сни, красуне-весно.
Вже час, кохана, пробудись:
Одкрий зіниці ніжні, зоре.
Навстріч північній ти Аврорі
Зорею півночі явись.
Учора хуга лютувала,
На мутнім небі мла літала.
Зблід місяць, наче полотно,
Жовтів крізь хмари він похмурі,
І ти сиділа у зажурі –
А нині… виглянь у вікно:
Під голубими небесами
Мов чарівними килимами,
На сонці сяйвом сніг лежить;
Лише прозорий ліс чорніє,
Крізь іній хвоя зеленіє,
Під кригою ріка блищить.
10. Как вы думаете, удалось ли поэту-переводчику передать особенности ритма стихотворения, стихотворный размер и отдельные детали стихотворения А. Пушкина?
11. Прослушайте стихотворение А. Пушкина “Зимнее утро” в исполнении И. Смоктуновского.
Выучите наизусть стихотворение “Зимнее утро” А. Пушкина.
Литературный комментарий
Арина Родионовна Яковлева (1758-1828) – крепостная крестьянка, няня семье Пушкиных.
Она воспитывала Александра, его старшую сестру Ольгу, а также младшего брата Льва. Дети любили её. Это была простая русская женщина. Она находилась рядом с Александром в годы его детства до поступления в Лицей. Позже они виделись с большими перерывами, потому что после окончания Лицея поэт жил в Петербурге (1817-1820) и пребывал в южной ссылке (1820-1824), куда его отправили за вольнолюбивые стихи.
После ссылки А. Пушкину было разрешено жить в селе Михайловском. Здесь поэт был лишён привычного для него великосветского окружения.
Его неизменным собеседником в этот период (1824-1826) была Арина Родионовна, которая заботилась о нём. делилась своими воспоминаниями о прошлом. От няни Александр услышал рассказы о своём предке – Абраме Петровиче Ганнибале, которого называли арапом Петра I. С её слов А. Пушкин записал семь сказок, которые она рассказывала ему долгими зимними вечерами.
Образ няни нашёл отражение во многих произведениях поэта. О ней он пишет в стихотворении “Зимний вечер”. Строки, посвящённые Арине Родионовне, есть и в стихотворении “…Вновь я посетил”, написанном уже после её смерти:
Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Стихотворение А. Пушкина “Няне” – послание.
Посланием называется произведение, написанное в форме письма или обращения к реальному или воображаемому адресату.