“Я знал одной лишь думы власть…” (по поэме “Мцыри” М. Ю. Лермонтова)
Лермонтовское время, то есть 30-е годы ХIХ века, называют “тихим житьем”, “смирным временем”. Покорность и смирение снаружи и глухая удушливая неподвижность изнутри являлись страшными признаками эпохи. Правительство, напуганное выступлением декабристов, жестоко преследовало даже легкий намек на инакомыслие, слова “свобода” и “вольность” стали крамольными. Своей поэзией, беспокойной и мятежной, Лермонтов борется за человека, его достоинство, за право быть свободным. Его любимый герой – это гордая и смелая, мятежная
“Мцыри” – поэма с одним героем. Исповедь Мцыри – главная часть поэмы, в которой раскрывается духовный мир героя. Это юноша гордый, дикий, с “могучим духом его отцов”. Он пуглив и бесстрашен, хрупок и болезнен, как “в тюрьме воспитанный цветок”. С детских лет он живет в монастыре, но помнит свой аул. Им владеет “одной лишь думы власть” – вернуться в тот мир “тревог и битв”, “где люди вольны, как орлы”.
Мцыри мечтает о свободе, о воле.
… я уверен в том,
Что быть бы мог в краю отцов
Не из последних удальцов.
Природа в понимании Мцыри – это воплощение воли, неисчерпаемой силы и красоты – всего, чего не было в “сумрачных стенах” монастыря, “в душных кельях” монахов и к чему так сильно и пламенно рвалась душа свободолюбивого юноши. Тихое утро после грозы поражает Мцыри мирной красотой. Картина, открывшаяся перед ним, захватывает его, зовет к слиянию с природой:
…снова я к земле припал
И снова вслушиваться стал
К волшебным, странным голосам;
Они шептались по кустам,
Как будто речь свою вели
О тайнах неба и земли.
Ярко раскрывает характер непокорного Мцыри метафора “пламень”. Этот пламень жил в его груди с юных лет. Он дает себе клятву: свою “пылающую грудь прижать с тоской к груди родной”.
При встрече с барсом сердце юноши “зажглося жаждою борьбы”. Общение с природой помогает Мцыри, облегчает его гнетущее чувство тоски по родине. Рассказывая о своем душевном состоянии, он прибегает к сравнениям: деревья шумят “свежею толпой, как братья в пляске круговой”; сам он, “как брат, обняться с бурей был бы рад”. Кажется, что ему понятен язык потока, который “шумел, и шум его глухой сердитых сотне голосов подобился”.
Мцыри потерпел неудачу, он не смог достичь своей цели – найти родину, своих родных. “На мне печать свою тюрьма оставила”, – так он объясняет причину своей неудачи. Но дух его не сломлен. С тоской прощается он с жизнью, но последние мысли юноши о родине, он просит похоронить его в том месте сада, откуда виден Кавказ: “Быть может, он с своих высот привет прощальный мне пришлет”.
Современниками М. Ю. Лермонтова образ Мцыри воспринимался как призыв к свободе. Монастырь, ставший для Мцыри “тюрьмой” и “пленом”, осмысливается как символ общества, в. котором отсутствует свобода. В образе родной стороны, который неотступно преследует Мцыри, заключаются не только мысли пленного юноши о его родине, но и представление об идеале: о прекрасной, гармоничной и пока еще недоступной людям жизни.