Вопросы синтаксического анализа и пунктуационного оформления предложений, включающих слово “что”
Николенкова Н. В. Обучение грамоте школьников старших классов с целью коррекции достигнутых за предыдущие годы результатов часто сталкивается с рядом проблем, в том числе с исправлением ошибок, уже “выученных” ими. Не секрет для любого преподавателя, что ученик может запомнить какой-нибудь пункт правила по-своему и пользоваться этим пусть и неправильным правилом, искренне считая его верным. К примеру, есть любители выделять вводное слово по правилу “если его можно выкинуть из предложения”. Как же много слов, оказывается, подчиняется
Пожалуйста, обратите внимание на подчеркнутые слова. Наверняка каждый словесник слышал формулировку “перед ЧТО всегда стоит запятая”. При творческом подходе “что” заменяется “где”, “когда”
Проблема “что” встает и перед теми школьниками, которые готовятся к теоретическому экзамену по русского языку. В основном все знают: ЧТО может быть союзом и союзным словом, но для разграничения большая часть применяет простейшее правило логического ударения: падает – союзное слово, нет – союз. Результат применения правила не всегда оказывается удачным, ошибки случаются сплошь и рядом. Здесь же возникает для многих проблема самого определения “союзное слово”, оно оказывается тесно склеено в сознании с “что”, “который”, “где” и т. д. и воспринимается постоянной морфологической характеристикой, поэтому на вопрос о частиречной принадлежности этих слов мы слышим ответ “союзное слово”.
Нашей задачей будет суммировать различные случаи употребления ЧТО в текстах. Мы попытаемся обратить внимание и на практическую, и на теоретическую сторону вопроса и дадим задание как для ребят, корректирующих грамотность, так и для готовящихся к экзамену по теории русского языка и вообще желающих разобраться в грамматике. Сразу же заметим: автор против всякого упрощения правил, замены детальных разборов положений правил на разные бинарные схемы (“есть такой-то смысл – ставь тире, нет – не ставь”), поэтому некоторые формулировки потребуют внимания.
1. “ЧТО” местоименное существительное.
“Что” относится к разряду вопросительно-относительных местоимений и по своим морфологическим признакам будет существительным. Используется в вопросах и для связи частей сложноподчиненного предложения, то есть в качестве союзного слова (внимание! Часть речи – местоимение, союзное слово – это функция в предложении). Можно отметить следующие виды придаточных, где употребляется “что” местоимение:
• – изъяснительные – отвечают на падежные вопросы, относятся к глаголам и существительным со значением речи, мысли, чувства, восприятия. В этих придаточных будет иметь место омонимия с союзом “что” и действительно придется смотреть, можно ли задать к “что” вопрос, падает ли на него логическое ударение. Как правило, предложения этого типа представляют собой косвенную речь, до преобразования прямой речи в придаточную часть “что” было вопросительным местоимением: Коза не знала, что купить детям на ужин – (“что” – дополнение) – попробуйте убрать главную часть и сформулировать вопрос, “что” останется в качестве вопросительного слова.
• – определительные – отвечают на вопрос “какой?”, относятся к существительному в главной части. В этом типе возможна замена местоимения “что” на “который”: В доме, что стоит напротив леса, поселилось семейство Козы (“что” – подле
Схожі твори:
- Сочинение “Сила слова” или “Слово в жизни человека” В мире существует невидимая сила. Она является одновременно оружием и лекарем души. Она способна менять окружающий мир. Это сила слова. Особенно важно для человека родное слово. Его ребенок слышит еще в колыбели от мамы, затем впервые произносит его своими устами, потом учится разбирать его буквы в книгах. С родным словом...
- Сочинение “Слово не воробей, вылетит – не поймаешь” Люди не сочиняют пословиц зря. Вот одна из них, о том, что слово не воробей, имеет глубокий смысл. И правда, когда слово сказано, оно уже сделало свое дело. Например, ты неудачно пошутил над кем-то, посмеялся над чужой бедой, задел человека. И все, слово подействовало, человек обиделся. Всем, кто это слышал,...
- Сочинение-рассуждение “Имя существительное – хлеб языка” Как сложно есть суп без хлеба, так и написать предложение без имени существительного будет непросто. В школьной программе по русскому языку не зря все начинается с изучения именно этого члена предложения. Кто? Что? Эти вопросы порой самые важные для смысловой нагрузки фразы. Потом уже можно узнавать, какие совершались действия, зачем,...
- Эссе на тему “Слово “нет” Я не люблю слово “нет”. Оно обычно означает невозможность или запрет чего-нибудь. Или потерю, что не лучше. Или недостачу, отсутствие. Еще это слово означает отказ. Его синонимы по смыслу – это никого, ничего, нельзя, не смей, нехватка, никакой жизни. Потому я его и не люблю. Хочется путешествовать в разные страны,...
- Сочинение на тему честность Всех нас с детства учили, что врать нехорошо. Но почему, толком и не объяснили. Что такое честность и почему она так высоко ценится – я долго над этим размышлял. И понял, что когда люди врут, у них на это бывают разные причины, иногда даже уважительные. А если человек может позволить...
- Текст научно-учебного стиля: пример Редактирование текста произведения Произведение и текст – это не одно и то же. Произведение – это продукт языковой деятельности человека, чаще всего закрепленный в тексте. Текст, в свою очередь, это графически-знаковая, словесная фиксация произведения. Произведение создается в первую очередь по законам речи, языка, а текст – по правилам использования знаковых...
- Сочинение-рассуждение на тему предательство, проблема предательства Предательство… Едва ли не самое страшное, что может случиться в жизни человека. Предательство – это почти как смерть. Смерть доверия и близости. Предательство – это будто намеренное унижение близкого человека. Что именно является предательством? Ведь все мы иногда обманываем близких, но обычно это не предательство, а всего лишь попытка не...
- Сочинение на тему “Язык что одежда” Всем нам знакома пословица: “По одежке встречают, по уму провожают”. Но не все люди задумываются, что речь тоже характеризует человека. Это такая же “визитная карточка”, по которой люди составляют первое впечатление о человеке. Язык говорит не меньше, чем одежда, а часто и больше. Например, как вы узнаете иностранца в толпе?...
- Сочинение “Жизнь в большом городе” В современном мире большая часть людей проживает в крупных городах. Маленькие городки разрастаются с каждым годом, сельское население все сокращается. Оно и неудивительно, ведь в большом городе обычно есть все для комфортной жизни. Супермаркеты, сервисные центры, больницы, кафе, рестораны, службы такси, школы и университеты, развлекательные центры… Здесь легко купить все...
- Сочинение “Высшее образование” Когда прозвучит последний звонок, для нынешних школьников начнется долгожданная взрослая жизнь. И первым шагом станет выбор образования. Какое образование выбрать? Техникумы и профессиональные лицеи дают практические знания, здесь за год-два обучения готовят рабочих для предприятий. Но есть еще университеты, институты и академии. Они намного престижнее, чем упомянутые учебные заведения. Человек...
- Поэтическое слово И. А. Бунина Поэзия Ивана Алексеевича Бунина, одного из наиболее выдающихся мастеров литературы XX века, является примером движения русской лирики к освоению новых художественных стилей. Для творчества Ивана Бунина характерно то, что он никогда не порывал внутренних связей с Россией, жил и творил с любовью к ней. Детство и юность Бунина прошли на...
- Сочинение-рассуждение “Культура речи” Речь – это одно из важнейших средств общения. По тому, как человек разговаривает, сразу складывается впечатление о нем. Речь человека – это словно визитная карточка, благодаря ей мы легко понимаем, кто перед нами – ребенок или взрослый, человек с высшим образованием или безработный бродяга, вежливый или грубый. И если человек...
- Сочинение на тему “Солнце” (Научно-популярный стиль) Рано утром первым лучики солнца касаются земли. Оно пробуждает к жизни людей и мир природы. Выглядывают из окон люди, запевают птицы, суетятся букашки. С земной поверхности солнышко кажется таким маленьким, что хочется подпрыгнуть и взять его в руки. Но жители Земли обязаны ему своим существованием. Солнце – это...
- Родное слово – Язык народа Язык народа – это неувядаемый и бессмертный цвет всей его духовной жизни, показатель сознания. В языке, воплощена творческая сила духа народного. Здесь небо отчизны, ее поле и горы, долины и леса. И оживает полный мысли и чувств голос родной природы, и летит в родных мелодиях по всей Украине. Однако в...
- Развитие связной речи. Выборочное изложение “Подвиг Остапа” УСІ УРОКИ ЗАРУБІЖНОЇ ЛІТЕРАТУРИ 7 КЛАС I семестр УКРАЇНА ТА ЇЇ ІСТОРІЯ В ЛІТЕРАТУРІ УРОК 30 Тема. Развитие связной речи. Выборочное изложение “Подвиг Остапа” Цель: развитие связной речи учащихся; совершенствование умения отбирать главное, составлять сложный план ответа, делать обобщения; воспитание чувства патриотизма на примерах повести; воспитание культуры связной речи, культуры...
- Сочинение “Интернет и книга” Сейчас наступила эпоха информационных технологий: компьютеров, ноутбуков, мобильных телефонов, Интернета. В связи с этим говорят, мол, Интернет вытеснит напечатанную книгу. А я думаю, что это абсурд. Раньше то же самое говорили о телевидении. Но прошло много лет, а люди, у которых есть дома телевизор, все равно покупают книги, берут их...
- Сочинение-эссе “Будущее России в наших руках” или “Каким я вижу будущее России” Есть ли будущее у России? Я оптимист, поэтому мой ответ: да. Не хочу слушать тех, кто пугает: в такой большой стране никогда не будет порядка. Я верю, что в будущем мы сможем жить лучше. Но каждый должен для этого приложить усилия, ведь оно наше общее будущее. В будущем люди нашей...
- Краткая характеристика “Слово о полку Игореве” Создатель “Слова о полку Игореве” написал свое произведение в 1185 году. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, после его смерти стало разъединяться на многие княжества и приходить в упадок. Киев...
- Твір опис на тему: Слово “мати” – особливе слово Воно народжується, здається, разом з нами, супроводжує нас у зрілі роки, з ними ми йдемо з життя. Писати про неї можна довго, безкінечно, бо тема ця воістину невичерпна. Здається, якого боку буття не торкнися – скрізь знайдеш її відклик. Вона віддається болем чи радістю у серці, вона гріє і дарує...
- Диалог на русском языке на тему “Покупки”, “В магазине” – Здравствуйте! А в продаже есть печенье “Ореховое”? – Этого печенья нет, оно закончилось. – Извините, а почему тогда на витрине выставлена пачка и написано “Ореховое”? – Где?… Ах, это! Эта пачка не настоящая, а муляж. – Ух ты! А зачем муляжи-то? – Чтобы покупатели видели, что обычно “Ореховое” есть...