В чем заключается жанровое и тематическое разнообразие творчества И. Карпенка-Карого?
Драматическое наследство И. Карпенка-Карого – это восемнадцать оригинальных пьес. За жанрами это социально-бытовые, социально-психологические и исторические драмы и социально-сатирические комедии. Заслуга драматурга в том, что он с большой разоблачительной силой показывает типичные явления развития капитализма в Украине, высмеивает отрицательное в жизни народа, обращается к исторической тематике, осуждая поведение предателя, призывает к единству народа, к единству предводителя и масс.
Трагедию предводителя и народных массы воспроизведены
Тема обездоленной крестьянской девушки, которая осталась в мире сиротой, обесчещенной богатеем, получает отображение в драме “Наймичка” (1885). Трагедия человеческих судеб показана в социально-психологической драме “Бесталанная” (1886). Главная героиня драмы София, не испытав счастье в замужестве, стала жертвой жестокости со стороны
В пьесах “Суета” (1903) и “Житейское море” (1904) драматург осуждает человеческую суетность, обусловленную отходом от норм народной морали. Драматург ставил вопросы о моральном оздоровлении человека, призывая жить по правде. 2. Комедия “Хозяин” И. Карпенка-Карого – выдающееся достижение украинской драматургии XIX столетия.
“Хозяин” – наилучшая реалистическая сатирическая комедия драматурга, в которой он показал, как в пореформенном селе происходило классовое расслоение, как рождалась сельская буржуазия – мироеды, из которых со временем вырастали капиталисты-землевладельцы. Высмеивая неудержимую жадность к обогащению, которая местами доходит до абсурда, драматург показал и бессилие интеллигенции в борьбе с мироедами. Пузырь – типичный образ украинского капиталиста-землевладельца, который вышел из крестьян. Путем махинаций, мошенничества, эксплуатацией работы рабочих он нажил большие капиталы и делает все возможное, лишь бы скупить все земли. Все его интересы подчинены единой цели – иметь большие прибыли, а все другое его не интересует.
“Хозяин” – произведение, которое своим сатирическим пафосом направлено против безобразных моральных принципов капитализма. Сам драматург писал в своих воспоминаниях “…я сам вижу, что это наилучшая моя комедия”. Пьеса имела большой сценический успех.
1899 года И. Карпенко-Карий написал пьесу “Савва Чалый”. Савва Чалый был пешим из предводителей гайдамацкого движения на Подолье в XVIII столетии. А в 1838 году Г. Костомаров написал романтическую трагедию “Савва Чалый”. Отличие двух одноименных произведений в том, что Г. Костомаров своим произведением старался доказать невиновность предателя Чалого, что перешел на сторону Потоцкого, осудил Игната, который убил Савву. А И. Карпенко-Карий показал, как Савва, запутавшись в умело расставленных шляхтичем сетях, не заметил, как стал предателем, предал побратимов и себя. Пафос произведения И. Карпенка-Карого – в осуждении измены как самого страшного зла. Произведение драматурга учит взвешивать каждый шаг, каждый поступок, чтобы не предать себя и свой народ.