Татьяна Ларина – “милый идеал” Пушкина

Все тихо, просто было в ней…
А. С. Пушкин
На первый взгляд, непонятно, почему Пушкин, всю жизнь влюблявшийся в блестящих светских красавиц, называет своим идеалом скромную и серьезную Татьяну Ларину. Наверное, как и всякому человеку, ему хотелось надежности, верности, преданности, которые легче было найти в неиспорченной деревенской девушке, ценившей книги и природу больше светских забав. Именно этого он напрасно ждал от Натальи Гончаровой, барышни из Полотняного Завода.
Присмотримся поближе к Татьяне. Вот какой предстает она перед

Онегиным:
Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Татьяна раскрывается перед нами и как неповторимая индивидуальность, и как тип русской девушки, живущей в провинциальной дворянской семье. От матери она унаследовала пристрастие к французским романам, но при этом, как и многие другие русские барышни, Татьяна “верила преданьям простонародной старины”. “Это дивное соединение грубых, вульгарных предрассудков
со страстию к французским книжкам… возможен только в русской женщине. Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви; ничто другое не говорило ее душе, ум ее спал, – отмечал В. Г. Белинский.
Татьяна сумела почувствовать незаурядность Онегина. И эта девочка, воспитанная в духе “хороших манер”, совершает настоящий героический поступок – первая признается в любви. Пушкин восхищается ее открытой прямотой, сравнивая Татьяну с манерными и искушенными светскими дамами:
Кокетка судит хладнокровно, Татьяна любит не шутя
И предается безусловно
Любви, как милое дитя.
Не говорит она: отложим –
Любви мы цену тем умножим,
Вернее в сети заведем… Естественность и человечность, присущие Татьяне, при первом столкновении с жизнью пришли в движение, сделали ее смелой и самостоятельной. Она пишет письмо Онегину и ждет объяснения, надеясь на взаимность. Почему же Онегин не способен ответить на ее любовь? А любовь вообще – загадка, причины ее возникновения не в силах до конца понять никто. И дело не в пресыщенности и бесчувственности души Онегина. Он не любил – вот и весь ответ.
После дуэли и отъезда Онегина Татьяна надолго распрощалась с героем своего романа. Чтобы лучше понять его, она стала читать книги, оставшиеся в онегинском доме, пристально всматриваясь в пометки, оставленные Евгением на полях. Ее уязвленное сердце нашептывает:
Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гарольдовом плаще,
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полный лексикон?.. ” Уж не пародия ли он? Если не Онегин, то все равно, кому теперь быть ее избранником. Татьяну везут в Москву, “на ярмарку невест”, и выдают замуж за генерала, давнего друга Онегина (а значит, человека далеко не ничтожного). Ко времени случайной встречи на балу с Онегиным она успела превратиться из робкой деревенской барышни в светскую даму, но в душе осталась прежней, ценящей выше забав суетного света книги, “дикий сад” и могилу няни в своем старом имении. И тут случается еще одно чудо: влюбляется, тяжело, безнадежно, уже давно, казалось бы, не умеющей влюбляться Евгений. И пишет отчаянное письмо-признание. Но теперь Татьяна не верит ему, искренности его чувства, полагая, что внезапная любовь вызвана ее положением в свете. Но самое прекрасное в Татьяне – по-прежнему ее прямота и честность:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Так случается в жизни (и в литературе): два человека, созданные друг для друга, ошиблись, и теперь им никогда не быть вместе. И то, что эта история не окончилась пошлой светской интрижкой, – заслуга Татьяны. В ее характере есть внутренняя сила, чистота, надежность – качества, которые могут быть опорой мужу, семье. Такие женщины уезжали за мужьями в сибирскую, ссылку, делили все тяготы и невзгоды. Это – настоящий русский характер, которым пленился сам Пушкин и навсегда пленил нас в своем романе.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Татьяна Ларина – “милый идеал” Пушкина