Романтическое бегство от действительности в поэме Байрона “Чайльд Гарольд”
Он скорбный край войны и преступлений
Покинул холодно, без слез,
Без сожалений.
Д. Байрон
“Паломничество Чайльд Гарольда” написано в форме лирического дневника главного героя – Чайльд Гарольда.
Чайльд Гарольд – юноша из знатного рода. Его предки “снискали славу и почет в гражданстве и на бранном поле”. Юноша жил, не тая забот, не задумываясь о завтрашнем дне. Но вдруг “в расцвете жизненного мая”, когда ему исполнилось 18 лет, Чайльд Гарольду все наскучило и наступило пресыщение – “болезнь ума и сердца
Герою поэмы, который повторяет путешествие самого Байрона, поэт придает черты своих современников, молодых людей из среды, хорошо ему известной.
Чайльд Гарольд типично романтический герой: молодой, разочаровавшийся в жизни, людях, скучающий, пресыщенный, не находящий своего места в жизни. Столкновения с несправедливостью общества – источник его разочарования, презрения и скорби. Именно этой поэме обязаны своим происхождением
Чем дальше разворачивается действие, тем все резче и отчетливее отделяется от образа Гарольда лирический герой, воплощающий и себе авторское “я”. Перед нами уже не скучающий аристократ, а свободолюбивый поэт, с пытливым умом и отзывчивым сердцем. Он восторженно пишет об испанском народе, героически защищавшем свою родину от иноземных захватчиков, его не может оставить равнодушным трагическая судьба Греции.
“Паломничество Чайльд Гарольда” – первое произведение Байрона, романтика нового типа, который отличается от своих предшественников. Отстаивая свободу народов, их право на национально-освободительную борьбу, Байрон не бежал от действительности, а призывал вмешаться в нее.
Имя Байрона, поэта, по выражению Пушкина, “оплаканного свободой”, всегда близко и дорого тем, для кого святы высокие и прекрасные чувства людей, их благородная борьба против произвола и тирании.