Развитие связной речи учащихся. Сочинение по рассказу М. Шолохова “Судьба человека”
УСІ УРОКИ ЗАРУБІЖНОЇ ЛІТЕРАТУРИ 7 КЛАС
II семестр
ЛІТЕРАТУРА ПРОТИ ВІЙНИ
УРОК 63
Тема. Развитие связной речи учащихся. Сочинение по рассказу М. Шолохова “Судьба человека”
Цель: развитие связной речи учащихся; проверка знаний и формирование навыков обобщения; формирование навыков определения темы обсуждения, высказывания, постановки проблемы, составления плана к высказыванию, сочинению; воспитание культуры устного ответа, культуры письма.
ХОД УРОКА
I. Обсуждение тем сочинений, предложенных учащимися и планов
Обратить внимание на актуальность темы, неоднозначность ее решения, на полноту плана, соблюдение законов композиции (наличие вступления, вывода, соотношения частей), на самостоятельность суждений и выводов – используются заготовки из домашнего задания.
II. Обсуждение тем сочинений и планов, предложенных учителем
1. Трагическая судьба человека, опаленного войной
I. Случайная встреча у реки.
“Глаза, словно присыпанные пеплом”
II. Жизнь, изломанная войной.
1. Крушение мирной жизни, надежд.
2. Тяжелое расставание с родными.
3. Родной город не оккупирован врагами, но
4. Герой воюет не на переднем крае, но два ранения и плен.
5. Тяготы и унижения фашистского плена.
6. Радость от ожидания встречи с сыном и крушение последней надежды на счастье.
7. Невозможность вернуться в родной Воронеж. “Мертвые, потухшие глаза”
8. Встреча с мальчиком, чье детство отобрано войной.
III. “Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать!” – попытка вернуться к жизни во имя счастья нового сына.
2. Кто сильнее – человек или война?
I. Случайный собеседник у реки – один из тех, кому довелось пережить все тяготы войны. Неизбывное горе, навечно застывшее в глазах.
II. Умение сохранить мужество и человечность в страшных испытаниях – вот черта русского солдата-патриота.
1. Уход на войну в первые дни.
2. Письма без жалоб. (“Если ты мужчина, взвали себе на плечи…”)
3. “Как я могу не проскочить, если там ребята без снарядов сидят?”
4. Презрение к врагу – портянки в придачу к сапогам.
5. Помощь товарищей в колонне.
6. Врач, помогающий раненым в плену.
7. Первый убитый своими руками, чтобы не стал возможным предателем.
8. Разговор с комендантом концлагеря, вызвавшем уважение врага.
9. “Делить поровну!”
10. Известие о гибели семьи, смерть последнего сына – и желание помочь обездоленному войной мальчонке, взять его в сыновья.
ІІІ. “…Этот русский человек. выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина”.
Смысл обобщения в названии рассказа.
III. Самостоятельная работа над сочинением
IV. Домашнее задание
Подготовиться к уроку внеклассного чтения – выучить стихотворение, предложенное учителем.