Психологизм человеческих переживаний в поэзии Ф. И. Тютчева
…Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Ф. И. Тютчев
Весь поэтический мир Тютчева проникнут любовью к природе, Стремлением понять ее таинственный язык. Но сам человек для Тютчева – такая же загадка, как и природа, причем в каждой личности заключена своя особенная тайна. Мир души человека трагичен, в нем скрыты идеи разрушения и саморазрушения. Человека одинаково притягивают гармония и хаос. Так, обращаясь к ночному ветру, поэт восклицает:
О, страшных песен сих не пой
Про древний хаос, про родимый!
Как жадно
Внимает повести любимой!
Освобождение разрушительных инстинктов опасно, ибо при этом нарушается равновесие душевных сил личности. Попытка вторгнуться в духовный мир человека может разрушить этот мир.
Нарушить гармонию личности могут также любовь и творчество. Этой идеей проникнуто знаменитое стихотворение “Silentium”:
Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, –
Внимай их пенью – и молчи!..
По Тютчеву, любовь разрушает замкнутость и целостность души, она
Любовь, любовь – гласит преданье –
Союз души с душой родной –
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слияние,
И… поединок роковой…
Тема пагубности этого поединка, жертвой которого обычно становится женщина, проходит через все творчество Тютчева. Поэт восклицает:
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Анализируя свои чувства, поэт так пишет о своей последней любви:
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Строки эти обращены к Е. А. Денисьевой, с которой Тютчев жил в гражданском браке и которая составила счастье и трагедию его жизни. В стихах, посвященных Денисьевой, чуть ли не впервые в русской лирике внимание переключается на женщину, на ее переживания:
Душа, душа, которая всецело
Одной заветной отдалась любви
И ей одной дышала и болела,
Господь тебя благослови!
Благородная позиция автора, сочувствие женщине, осуждаемой буржуазной моралью, роднит его с лирикой Некрасова. Тема другого человека, чужого “я”, воспринята здесь Тютчевым со всем участием.
До сих пор мы находим в лирике Тютчева точные и тонкие психологические детали, созвучные нашим душам, нашим переживаниям. До сих пор поэт продолжает объяснять нам нас самих, с нашими страстями и радостями, приобретениями и утратами.