ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ – БИБЛЕЙСКИЕ ПРЕДАНИЯ И ПРИТЧИ
МИФЫ И ПРЕДАНИЯ НАРОДОВ МИРА
БИБЛЕЙСКИЕ ПРЕДАНИЯ И ПРИТЧИ
ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ
У одного человека было два сына. Младший сказал отцу: “Отдай мне часть имущества, что мне причитается”. И тот разделил имущество между сыновьями. Через несколько дней младший сын, всё распродав, уехал с деньгами в далёкую страну. И там, ведя беспутную жизнь, промотал всё, что у него было. После того как он всё истратил, в той стране начался сильный голод, и он стал бедствовать. Он пошёл и нанялся к одному из местных жителей, и тот послал его в своё имение
Он был ещё далеко, когда отец увидел его, и ему стало жалко сына. Он побежал, бросился к сыну на шею и поцеловал его. Сын сказал ему: “Отец, я виноват перед небом и перед тобою. Я больше
А старший сын был в это время в поле. Возвращаясь, он подошёл к дому, услышал музыку и пляску и. подозвав одного из слуг, спросил, что там происходит. Тот ответил: “Вернулся твой брат, и отец твой зарезал откормленного телёнка потому что он вернулся жив и здоров”. Старший брат так рассердился, что не захотел войти в дом. Тогда вышел отец и стал его уговаривать. Но он ответил отцу “Вот, я столько лет работаю на тебя, как раб, и ни в чём тебя не ослушался, а ты ни разу не дал мне даже козлёнка, чтобы я мог повеселиться с друзьями моими. А вернулся этот сын твой, – и ты зарезал для него откормленного телёнка!” Но отец сказал ему:
“Сынок, ты всегда со мной, и всё, что есть у меня, твоё. Тебе бы надо радоваться и веселиться, что он, твой брат, был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся”.
Библия была переведена на все языки мира. Её сюжеты остались жить в веках и во все времена питали воображение мастеров искусства. Библейские сюжеты и образы вдохновляют писателей, художников и композиторов на создание великих произведений. Одним из таких шедевров мировой культуры является картина голландского художника Рембрандта *Возвращение блудного сына” (1669). Она находится в музее Эрмитаж (Россия, Санкт-Петербург). Темой для написания картины послужила евангельская притча о том, как после долгих скитаний в жестоком мире блудный сын вернулся с несбывшимися надеждами к покинутому им отцу. В эту картину автор вложил весь свой жизненный опыт человека и художника.
Вопросы и задания
1. Как вы думаете, почему младший сын потребовал у отца часть своего имущества?
2. Как он распорядился добром, которое ему дал отец?
3. Расскажите, о чём стал думать блудный сын, когда понял пагубность своих дел. Какое решение он принимает?
4. Как вы думаете, что заставило его раскаяться в недостойных поступках?
5. Какие действия отца показывают, что он рад возвращению сына и прощает его?
6. Как вы думаете, почему старший брат обиделся на отца? Не проявляются ли в этом такие черты его характера, как зависть, неблагодарность и неумение прощать?
7. Можно ли утверждать, что в “Притче о блудном сыне” воплощается любимая тема Христа – отеческая нежность и бесконечная милость Бога к грешнику?
8. Разбейте текст на смысловые части и озаглавьте каждую из них.
9. Подготовьте чтение в лицах. Какие интонации будут преобладать в речи отца, блудного сына, старшего брата?
10. Какие слова и выражения из текста подсказывают ту или иную интонацию?
11. Рассмотрите картину Рембрандта. Как вы думаете, почему художник выделяет на картине руки отца и босые ноги сына?
12. Один из искусствоведов считает главным героем картины “Возвращение блудного сына” отца и предлагает для неё такое название “Отец, прощающий блудного сына”. Согласны ли вы с его мнением? Предложите своё название картины.
13. Прочитайте другие библейские истории или притчи.
Литературный комментарий
Иудейские старейшины завидовали Иисусу Христу. Жатая поставить Его в сложную ситуацию, они задавали каверзные вопросы1. Особенно часто Иисуса обвиняли в том, что Он не различал людей по национальности, происхождению или богатству, общаясь со всеми на равных. В ответ на вопрос, кого следует считать своим ближним, Христос рассказывает притчу о добром самарянине.
Оказалось, что священник и левит2, то есть ближние, которые просто обязаны помочь иудею (очевидно, жителю Иерусалима3 или Иерихона4), на самом деле таковыми не оказались. В то же время самарянин – традиционный враг евреев – спасает путнику жизнь. Важно понимать, что этот добрый человек подвергает себя опасности с нескольких сторон. Во-первых, разбойники могут также напасть и на него. Во-вторых, еслисамарянина увидят вместе с израненным иудеем, то могут обвинить в преступлении, которого он не совершал. В-третьих, он мог бы навлечь на себя гнев самарян тем, что помогает врагу. Добрый самарянин совершает поступок, невиданный по отваге и милосердию. Но глубинный смысл притчи не лежит на поверхности. Она несёт в себе загадку, которую нужно разгадать.