Почему доктор Старцев стал Ионычем?
А. П. Чехов поразительной художественной силой вскрывал “пошлость пошлого человека”, в каких бы формах она ни проявлялась. Особенно страстно он обрушивался на эту пошлость в быту и настроениях интеллигенции.
Тема рассказа “Ионыч” – изображение мертвенной силы обывательщины и пошлости, засасывающей в свое болото даже культурного человека, если у него нет силы ей противодействовать. Рассказ “Ионыч” – это история о том, как неплохой человек с добрыми задатками превращается в тупого, жадного и равнодушного обывателя.
События происходят в губернском городе С. Чтобы познакомить читателя со здешней жизнью, Чехов вводит своего героя в семью Туркиных – “самую образованную и талантливую” во всем городе, по мнению местных жителей. Постепенно узнавая членов этой семьи, читатель понимает, как они в действительности бездарны и скучны. Глава семьи, Иван Петрович, – обычный болтун, жена его, Вера Иосифовна, пишет скучные, глупые романы, дочь Екатерина Ивановна (Котик) – посредственная пианистка.
Читатель начинает понимать, что если самые талантливые люди в городе так бездарны, то каков же должен быть город?
Вначале
Вот в эту жизнь погружается молодой врач Дмитрий Ионыч Старцев. Бедный разночинец, сын дьячка, он увлечен работой настолько, что не имеет свободного времени даже в праздники. Его интересуют литература и искусство. Перед нами человек, не лишенный серьезных интересов и благородных стремлений. Что же с ним произошло?
Благородная цель в жизни, любимая работа не стали основой существования Старцева. Победило стремление к сытости и покою. Это и стало причиной его нравственного падения. Даже возникшая любовь к Котику пугает его: “К чему поведет этот роман?”, “что скажут товарищи, когда узнают?” Получив отказ, он страдал… ровно три дня, а затем испытал своеобразное облегчение, ведь это избавило его от хлопот!
Окружающая среда неумолимо засасывала Старцева. Постепенно горожане начинают звать его просто Ионычем, как своего близкого. Теперь он словно бы их родственник, потому что врос в окружающее, стал его частицей. Его интересы становятся такими же, как и интересы других обывателей. Он охотно играет по вечерам в карты, а придя домой, с удовольствием считает деньги, полученные от больных. За четыре года Старцев растерял все, что отличало его от обывателей города С.
Даже следующая встреча с Екатериной Ивановной не может вернуть его в прошлое. В душе Ионыча лишь на миг “затеплился огонек”, стало жаль любви, утраченного счастья. Но тут же Старцев вспомнил про бумажки, которые с таким удовольствием он по вечерам вынимал из карманов, и огонек в Душе погас. Ему уже не жаль было молодости, любви, несбывшихся надежд. “А хорошо, что я на ней не женился”, – подумал он.
В последней главе мы видим, как Ионыч совсем теряет человеческий облик: когда он, “пухлый, красный”, сидит на своей тройке, “кажется, что едет не человек, а языческий бог”. Жизнь “без впечатлений, без мыслей” берет свое. Теперешний идеал Старцева – лишь обеспеченность и покой. Черствый врач, не желающий потерять ни одной лишней минуты на разговоры с пациентами, он груб с ними и абсолютно бездушен.
Чехов написал историю тяжелой социальной болезни новой формы, подстерегающей человека и сегодня, – историю духовной деградации, измены прежним убеждениям, идеалам юности.
Своим рассказом А. П. Чехов призывает не поддаваться губительному влиянию уродливой среды, вырабатывать в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавать светлых идеалов молодости, не предавать любви, беречь в себе человека!