О развитии трагедии в западноевропейской литературе

Давайте вспомним, что трагедией называют драматическое произведение, в котором изображаются исключительно острые жизненные конфликты, приводящие, как правило, к гибели персонажа.

Возник этот жанр ещё в Древней Греции. Наиболее ярко он представлен в творчестве Эсхила, Софокла и Еврипида. Второй эпохой высшего расцвета трагедии стал рубеж XVI – XVII веков, ознаменованный трагедиями англичанина Шекспира, испанцев Лопе де Вега и Кальдерона. Их основной темой является столкновение благородной личности с миром зла. В отличие от античных трагедий,

где герои полностью подчинены внешним обстоятельствам, персонажи Шекспира предстают творцами своей судьбы, которая зависит не от воли всемогущих богов, а от их действий, мыслей и чувств. Конфликты трагедий этого времени воплощали не мифологическое видение мира, а несовершенство его общественного строя. Герои трагедий Шекспира – это сильные личности, находящие в себе мужество бросить вызов окружающему миру, бороться против несправедливости и жестокости, царящих в нём. Кроме того, душа шекспировских героев подвержена глубоким противоречиям, пытаясь разрешить которые, они испытывают сильнейшие
муки. Для персонажей античных трагедий такое внутреннее раздвоение не характерно.

Трагедия Шекспира “Гамлет” не сходит с театральных подмостков и киноэкранов. Многие актёры мечтали и мечтают сыграть роль датского принца. Блестяще реализовать эту мечту удалось американцу Эдвину Буту, француженке Саре Бернар, англичанину Лоуренсу Оливье, поляку Даниэлу Ольбрыхскому. В современном российском театральном и кинематографическом искусствах образ Гамлета воплощали Василий Качалов, Иннокентий Смоктуновский, Олег Янковский, Евгений Миронов. Особенное место трагедия Шекспира заняла в творческой судьбе Владимира Высоцкого, на протяжении почти 9 лет игравшего роль Гамлета на сцене Московского театра на Таганке (режиссёр Юрий Любимов). Своеобразным был костюм актёра, выполненный не в традициях эпохи Шекспира. В свитере и с гитарой в руках на сцене появлялся Гамлет нового времени, как будто только что зашедший с московской улицы. В интервью Высоцкий говорил: Роль Гамлета, пожалуй, любимая.

Почему? Во-первых, это самая лучшая пьеса в мире, во-вторых, это – Гамлет! Содержание пьесы знают все и, придя в театр, смотря фильмы, следят порой за игрой актёров. Нам хотелось, чтобы зритель следил не за тем, как мы играем, а за жизнью людей. Мне кажется, пьеса прочитана Любимовым чисто, без всякой шелухи. И мой Гамлет совсем не инфантилен. Он многое знает, он не решает: быть или не быть, убивать или не убивать. Его бесит то, что человечество решает этот вопрос со дня рождения и всё никак не может решить, и всё должно убивать, убивать… Значит, что-то не в порядке в этом мире”.

Перед началом спектакля актёр традиционно исполнял песню на стихи Бориса Пастернака “Гамлет”:

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далёком отголоске,

Что случится на моём веку.

На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси. Если только можно,

Aвва Oтче, Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый

И играть согласен эту роль.

Но сейчас идёт другая Драма,

И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, всё тонет в фарисействе.

Жизнь прожить – не поле перейти.

Эти поэтические строки были написаны в 1946 г., а в 1972 г. появилось стихотворение Высоцкого “Мой Гамлет”. Роль датского принца была последней в биографии российского поэта, певца и актёра.

Интересно, что произведения Шекспира занимают первое место в мире по количеству экранизаций (их почти 700). Второе место в этом списке принадлежит киноверсиям произведений Чарльза Диккенса.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

О развитии трагедии в западноевропейской литературе