О развитии трагедии в западноевропейской литературе
Давайте вспомним, что трагедией называют драматическое произведение, в котором изображаются исключительно острые жизненные конфликты, приводящие, как правило, к гибели персонажа.
Возник этот жанр ещё в Древней Греции. Наиболее ярко он представлен в творчестве Эсхила, Софокла и Еврипида. Второй эпохой высшего расцвета трагедии стал рубеж XVI – XVII веков, ознаменованный трагедиями англичанина Шекспира, испанцев Лопе де Вега и Кальдерона. Их основной темой является столкновение благородной личности с миром зла. В отличие от античных трагедий,
Трагедия Шекспира “Гамлет” не сходит с театральных подмостков и киноэкранов. Многие актёры мечтали и мечтают сыграть роль датского принца. Блестяще реализовать эту мечту удалось американцу Эдвину Буту, француженке Саре Бернар, англичанину Лоуренсу Оливье, поляку Даниэлу Ольбрыхскому. В современном российском театральном и кинематографическом искусствах образ Гамлета воплощали Василий Качалов, Иннокентий Смоктуновский, Олег Янковский, Евгений Миронов. Особенное место трагедия Шекспира заняла в творческой судьбе Владимира Высоцкого, на протяжении почти 9 лет игравшего роль Гамлета на сцене Московского театра на Таганке (режиссёр Юрий Любимов). Своеобразным был костюм актёра, выполненный не в традициях эпохи Шекспира. В свитере и с гитарой в руках на сцене появлялся Гамлет нового времени, как будто только что зашедший с московской улицы. В интервью Высоцкий говорил: Роль Гамлета, пожалуй, любимая.
Почему? Во-первых, это самая лучшая пьеса в мире, во-вторых, это – Гамлет! Содержание пьесы знают все и, придя в театр, смотря фильмы, следят порой за игрой актёров. Нам хотелось, чтобы зритель следил не за тем, как мы играем, а за жизнью людей. Мне кажется, пьеса прочитана Любимовым чисто, без всякой шелухи. И мой Гамлет совсем не инфантилен. Он многое знает, он не решает: быть или не быть, убивать или не убивать. Его бесит то, что человечество решает этот вопрос со дня рождения и всё никак не может решить, и всё должно убивать, убивать… Значит, что-то не в порядке в этом мире”.
Перед началом спектакля актёр традиционно исполнял песню на стихи Бориса Пастернака “Гамлет”:
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далёком отголоске,
Что случится на моём веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси. Если только можно,
Aвва Oтче, Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идёт другая Драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, всё тонет в фарисействе.
Жизнь прожить – не поле перейти.
Эти поэтические строки были написаны в 1946 г., а в 1972 г. появилось стихотворение Высоцкого “Мой Гамлет”. Роль датского принца была последней в биографии российского поэта, певца и актёра.
Интересно, что произведения Шекспира занимают первое место в мире по количеству экранизаций (их почти 700). Второе место в этом списке принадлежит киноверсиям произведений Чарльза Диккенса.