НЯНЕ – АЛЕКСАНДР ПУШКИН (1799-1837)
СТРАНИЦЫ ПОЭЗИИ
АЛЕКСАНДР ПУШКИН (1799-1837)
НЯНЕ
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном своей светлицы1
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На чёрный отдалённый путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь…
То чудится тебе…
1826 г.
Вопросы и задания
1. Что нового вы узнали о няне А. Пушкина? Расскажите, какую роль она сыграла
2. Докажите, что стихотворение “Няне” является посланием.
3. Что характерно для образа няни в стихотворении поэта? Какой вы её представляете?
4. Какие чувства по отношению к няне выразил в стихотворении его автор?
5. Выпишите из текста стихотворения эпитеты и метафоры. Как они характеризуют образ няни?
6. Каким стихотворным размером написано стихотворение А. Пушкина “Няне”?
7. Прочитайте выразительно стихотворение.
8. Объясните, почему стихотворение начинается с обращения: “Подруга дней моих суровых…” При подготовке к ответу учитывайте материалы комментария.
9.
10. Прочитайте поэму “Руслан и Людмила” и другие стихотворения А. Пушкина.
1 Светлица – чистая, светлая комната, гостиная.
Литературный комментарий
В основу баллады1 “Песнь о вещем2 Олеге” (1822) были положены эпизоды из жизни древнерусского князя Олега, которые поразили воображение поэта. Сюжет для своей баллады он почерпнул из древней летописи “Повесть временных лет”, составленной в Киеве монахом Нестором на рубеже XI-XII ее. В этом летописном документе князю Олегу посвящён отдельный раздел. Олег происходил из варягов3, был родственником Рюрика, который сделал его опекуном своего сына Игоря4. В 882 г. Олег завладел Киевом после того, как его воины убили правивших там князей Аскольда и Дира, расширил свои владения. подчинил своей власти славянские племена, объединил славянские земли. Он перенёс столицу из Новгорода в Киев и назвал Киев матерью городов русских. Возникло новое государство, которое историки позже назвали Киевской Русью.
В 907 г. Олег совершил поход на Константинополь. В знак победы над Византией он оставил свой щит на воротах города. Когда Олег возвратился в Киев, жители города, “…дивясь его храбрости, уму и богатству”, назвали его вещим.
На написание “Песни о вещем Олеге” поэта вдохновили эпизоды из летописи, в которых рассказывается о том, как волхвы5 предсказали князю его гибель и как сбылось это пророчество. Вот как изложена эта история в “Повести временных лет” Нестора Летописца: “Олег княжил в Киеве долгие годы и находился в мире со всеми странами. Однажды он призвал к себе волхвов-прорицателей и спросил: “Отчего суждено мне умереть?” И волхвы ответили: ”Примешь ты, князь, смерть от своего любимого коня”. Олег приказал увести коня, кормить его и беречь, а себе взял другого.
1 Баллада – стихотворение с острым, напряжённым сюжетом, в основе которою чаще всего лежит историческое событие или предание.
2 Вещий – предвидящий будущее, пророческий.
3 Варят – древнерусское название жителей Скандинавии, совершавших в IX-XI вв. походы во многие страны Европы. Варягами называли наёмных дружинников русских князей, а также купцов.
4 Игорь Рюрикович – великий князь киевский, правивший в 912-945 гг.
5 Волхвы – название языческих жрецов у древних славян. Колдуны, знахари, ворожеи умели предсказывать будущее.
Через четыре года вспомнил князь о коне и спросил, где он сейчас и здоров ли. Ответили князю: “Уже три года прошло, как умер твой конь”. Тогда воскликнул Олег: “Солгали волхвы: конь, от которого они сулили мне смерть, умер, а я жив!” Он захотел увидеть кости своего коня и поехал в чистое поле, где лежали они в траве, омытые дождями и выбеленные солнцем. Князь тронул ногой конский череп и сказал, усмехнувшись: “От этого ли черепа смерть мне принять?” Но тут из конского черепа выползла ядовитая змея и ужалила Олега в ногу. И от змеиного яда Олег умер. И оплакивали его все люди плачем великим, погребли на горе, которая называется Щековица. До сегодня есть там могила Олега. А всего княжил Олег 33 года”.
В балладе “Песнь о вещем Олеге” поэт стремился сохранить черты летописного стиля, передать исторический колорит и верования древних славян. Основной темой стихотворения является тема судьбы.