Нелинейное письмо как атрибут литературы постмодернизма
Сочинение на примере творчества Милорада Павича. “Первый писатель третьего тысячелетия”, “Шахерезада XXI ст.” – такими эпитетами характеризуют литературные критики творчество сербского писателя Милорада Павича (нар. 1929 г.). Произведения этого художника ярчайше демонстрируют черты постмодернизма. Им присуще критическое отношение к рациональным основам бытия, понимание неоднозначности и противоречивости мироздания, деструкция единства, множественность как главная основа существования. В своих произведениях М. Павлин отказывается
Отбрасывая “монопольное право автора на истину”, Павлин своими книгами приглашает читателя к сотворчеству, для чего широко использует игру с текстом и читателем. Произведения этого писателя, непривычные по структуре, можно читать как традиционным способом – с листа, игра на компьютере.
Славу писателя первой величины, который открыл новую главу в истории мировой литературы, М. Павичу – известному специалисту
В содержании романа “Пейзаж, нарисованный чаем”, который имеет подзаголовок “Роман для любителей кроссвордов” представлено указания автора “Как читать роман горизонтально”, “Как читать роман вертикально”. В этом произведении читатель, варьируя комбинации сегментов текста, имеет возможность устанавливать новые связи между ними, наполнять их новым содержанием, изменяя начало и конец романа, влиять на судьбу персонажей.
Роман “Последняя любовь в Константинополе” с подзаголовком “Пособие из ворожения” составлен из 22 (0-21) глав, которые имеют названия карт Тара. Это произведение – своеобразная романтическая интерпретация карт Тара, где каждая карта стала отдельным рассказом. Тем не менее с Тара связано не только название глав, а и их последовательность: от того, как лягут карты, комплект которых включен к книге, зависит движение сюжета и характер развязки. Раскладывая карты, читатель принимает непосредственное участие в создании текста.
Структуру еще одного романа – “Ящик для письменной принадлежности” – его название. Отпирая один за другим ящики, где сохраняется сверток почтовых открыток, прядь волос, глиняная колыбель, судебный журнал, читатель попадается в дематериализованное пространство с многочисленными лабиринтами со временем, направленном от смерти до перерождения. Воссоздавая путь, пройденный главным героем, читатель приходит к пониманию глубинного смысла романа.
В послесловии к сборнику рассказов “Русский хорт” Павич говорит, что два рассказа в нем находятся в такой тесной взаимосвязи, что “на вопрос, поставленный в одном из них, можно получить ответ ко второму, а прочитанные вместе они образовывают третью историю”. Давая подсказку, что один из рассказов называется “Варшавский рог”, а вопрос, поставленный в другом, звучит: “И кто-то сейчас забирает у меня мои воспоминания и присваивает их себе?”, автор предлагает тем, кто пожелает, найти и объединить эти два самостоятельных рассказа. “Эту двадцатую историю в сборнике из девятнадцати рассказов писатель дарит счастливому исследователю”, – говорит М. Павич.
Тяжело отказаться от щедрого дара сотворчества, и потому количество почитателей этого необыкновенного художника со временем неуклонно возрастает.