“Люблю отчизну я…”
Любовь к родине – тема многих стихотворении поэта (“Жалоба турка”, “Поле Бородина”, “Бородино”, “Два великана” и т. д.). Чувство родины, родной земли никогда не покидало его. Уже в 1830 году в стихотворении “Булевар” он противопоставляет народ светской черни. С того же времени начинается его увлечение русскими народными песнями, в которых, по его словам, “верно, больше поэзии, чем во всей французской словесности”.
В стихотворении “Бородино” любовь к родине выражается через восторженное восприятие одной
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!.
Истинно высокая любовь к родине заставляла Лермонтова не только восхищаться ее героическим прошлым, не только грустить о ней, но и негодовать, возмущаться ее положением сумрачной “страны рабов”. Почти
Самодержавие стремилось как можно дольше сохранить “темной старины заветные преданья”, чтобы держать народ в кабале. Лермонтов против тех поэтов, которые в своих произведениях прославляли самодержавно-крепостническую Россию, считали, что сила и величие страны в религиозности и “смирении” русского народа. Его любовь совсем иная.
В небольшом задушевном стихотворении “Родина” раскрывается высокий патриотизм поэта. Свою любовь к родине Лермонтов называет “странной” потому, что он любит ее народ, ее природу, но ненавидит “страну господ”. Равнодушен поэт к воинской славе, к величавому покою государства и даже к его прошлому. Светлый образ России народной проходит перед нами: любит он “проселочным путем скакать в телеге”, любит “дрожащие огни печальных деревень”, любит “дымок спаленной жнивы, в степи кочующий обоз”. Ему дороги и милы
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям.
При виде редкого довольства и простого веселья трудолюбивых крестьян поэта охватывает чувство радости, незнакомое и непонятное “патриотам” из высшего общества:
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно.
“Музыка и пляска” маскарадного бала (“Как часто пестрою толпою окружен”) вызывают в душе поэта “горечь и злость”. Он видит, как во сне, “образы бездушные людей”, слышит “шепот затверженных речей”. Ему хочется смутить холодную веселость их “железным своим стихом”.
Не “темная старина”, не ее “заветные преданья” притягивали Лермонтова. “…Она вся в настоящем и будущем”, – пишет он о России незадолго до своей гибели. Лермонтов мечтал о будущем, о свободном и гордом человеке, который был бы тесно связан со своей страной. Эта его “тайная дума”, которая проходит через все творчество, помогает читателям всех поколений узнать и понять Лермонтова.