Лирика Бродского – образец интеллектуально-философской поэзии XX столетия
Иосиф Бродский принадлежит к поэтам, творчество которых тяжело отнести к любой традиции. Своеобразными есть его личность и творческая судьба. Литературный журнал “Нева” посвятил Бродскому статью, в которой говорилось: “Люди разного масштаба и противоречивых стремлений, они самим фактом своего существования угрожали потому, что мы называем сегодня “бюрократическим социализмом”. Но эта статья вышла в 1989 году, тогда, когда тоталитарное государство начало исподволь распадаться и когда уже разрешили печатать произведения опальных
Творчество Иосифа Бродского критики, товарищи по перу заметили сразу, из первой публикации. Анна Ахматова сравнивала лирический голос Бродского исповедальными строками Й. Мандельштама. Большая поэтесса посвятила ему пророческие строки:
О своем я уже не заплачу,
И не хочется видеть мне
Золотое клеймо неудачи
На еще беззаботном челе.
Произведения этого ни на кого не похожего поэта не печатались, но они распространялись среди молодых в списках, и это бесило власть. В 1964 году поэта засудили за то, что он нигде не работает, и отправили в Архангельскую область, а в 1972
Поэзия Иосифа Бродского – это яркий образец интеллектуальной философской лирики XX столетия. Очень тяжело определить тематику и жанр его произведений, ведь поэт пишет о всем заодно. Это видение действительности одновременно в разных ракурсах, воспроизведение ее с использованием словесных, культурных, исторических ассоциаций. Произведения Бродского схожи со звучанием симфонического оркестра.
Неподготовленному слушателю тяжело определить главный мотив, но необходимо вслушаться в звуки, ощутить ритм отдельных инструментов, включать фантазию, и тогда станет понятным замысел автора, а звуки затронут самые интимные струны сердца.
В произведениях Бродского живет модель мира – бесконечное пространство космоса, земля, которая “не круглая. Она просто длинная”, и полет мысли, которая свободно пересекает пространство: Изнуренный от собственных химер Пространство будто снимает бремя величия.
Поэт, будто посторонний зритель, наблюдает за жизнью Вселенной, Земли, тучки, пчелы:
Пыль садится на вещи летом, как снег зимой.
В этом заслуга плоскости.
Когда уединением летит она вверх: к пыли и снегу.
Просто ли к небытию.
(“Замечание папоротника”)
Поэт воспринимает отношения между людьми как часть мирового холода. Оторванный от той, которую любил, продолжает любить, он шлет привет “с одного из пяти континентов, который плывет на трех ковбоях”, и отчаянно обращается:
…ревностное “ты” поглощают мысленно мои за морями, которым ни конца, ни края, в темноте всем телом черты твои, как причинное зеркало, отбиваю.
Со временем у Бродского происходят изменения в его поэтическом мире: преобладают темы конца, пустоши, невозможности любой деятельности:
Пропадая бесследно, мир извне, сводит счета с концом.
Как заложником Мамелюка.
Но на стороже жизни поэт ставит слово.
И непрерывным потоком слов льется творчество художника, давая ему возможность выговориться, высказать все, что накипело в душе.