Кто виноват в трагедии Акакия Акакиевича Башмачкина? (по повести Н. В. Гоголя “Шинель”)
“Шинель” – последняя из “петербургских повестей” Гоголя. Написанная в 1839-1841 годах, в пору высшего расцвета творческого гения писателя, “Шинель” продолжает тему “маленького человека”, звучащую в “Портрете”, “Невском проспекте”, “Записках сумасшедшего”.
Герой “Шинели” Акакий Акакиевич Башмачкин – скромный Чиновник в одном из столичных департаментов, “чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат,
Таким образом, Башмачкин – незлобивый вдвойне, кротчайший. Он служит на маленькой должности, потому что ему, по его скудоумию, можно доверять
Духовный мир Акакия Акакиевича бесконечно скуден и убог. В нем есть только служба, однообразием которой. Башмачкин ничуть не тяготится, полуголодное нищенское существование с выгадыванием копеек. В жизни этого человека нет ни радости общения с родными и друзьями, ни книг, ни любви, ни природы. Нет даже мелких человеческих пороков и страстей. Поэтому приобретение новой шинели становится событием глобальным, сотрясающим основы бытия. В жизни Башмачкина появляется цель! Полгода совсем уже нищенской жизни – и портной Петрович, единственный человек, проявляющий к герою повести интерес и сочувствие, любовно одергивает на Акакие Акакиевиче полы обновки. Когда неизвестные грабители срывают ее с плеч Башмачкина – мир рушится. И довершает жизненную катастрофу поход нашего чиновника к “значительному лицу”, которое не только не стало хлопотать о разыскании грабителей, но и грубо, унизительно распекло его.
Башмачкин заболел и умер, проклиная в бреду своих обидчиков. Его смерть едва заметили в департаменте. Но появление Акакия Акакиевича в образе призрака-мстителя, срывающего с плеч прохожих шинели и лишившего “значительное лицо” его генеральского одеяния, напугало многих, как пугает обычно людей неожиданное и ужасное превращение чего-то привычного и неизменного.
Тихая, незамутненная, призрачная жизнь Башмачкина ставила его в один ряд с блаженными и мучениками. Если бы не гоголевская ирония, не очень уместная при создании жития. Если бы не посмертный бунт “маленького человека”, бросающий мрачный отблеск на равнодушный чиновный Петербург, в котором человек волен умирать от голода и холода. Ведь Башмачкин мог бы жить, если бы “значительное лицо” не так гордилось своей должностью и снизошло к его просьбе. Или если бы сослуживцы собрали ему деньги на новую шинель. Или если бы мир вообще не был так жесток. Жаль несчастного косноязычного чиновника, ставшего страшным призраком,- мир не заметил его и не пошел ему навстречу. Повесть Гоголя затрагивает нашу душу, как затронула она душу того молодого чиновника, который смог увидеть в мольбах гонимого и жалкого существа: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” другие слова: “Я брат твой”.