Изображение любовных взаимоотношений в эссе “Джакомо Джойс”
Разве можно понять что-нибудь в любви… Булат Окуджава.
Джеймс Джойс был одним из основателей европейского модернизма. Его произведения обозначены смелым экспериментом с языком и стилем, средствами изображения внутреннего мира человека. Ярким примером воплощения модернистской поэтики писателя стало его психологическое эссе “Джакомо Джойс”.
С чего начинается любовь? С дрожащей точки зрения фиолетовых зрачков, которая жалит жгучей иглой? Со стука высоких каблуков на звонких каменных ступеньках, который долго-долго слышен
Эти неотвратимые вопросы возникают перед лирическим героем эссе Джеймс Джойса “Джакомо Джойс”, которое написано в виде ряда фрагментов. Произведение представляет собой своеобразную художественно – дневниковую летопись истории любви, переживаний, ассоциаций, воспоминаний героя.
Кто она, его любимая?
Браков, вызревшая в оранжерейной уединенности своего народа”. Полувзрослая – полуребенок: девушка, которая еще не превратилась в женщину, и женщина, которая еще не потеряла детские черты. Она ассоциируется в сознании влюбленного то с трогательным жеребенком, который идет вслед за матерью-кобылой “с неуклюжей грацией”, с “холеной в неволе птицей”, то с “чернявым птенцом”, то с бесстыдной одалиской и звездной гадюкой.
Реальной основой содержания произведения была пережитая писателем влюбленность в Амалию Поппер, которая была частным учителем. Фрагменты, из которых состоит эссе, фиксируют отдельные моменты любовных взаимоотношений, отражают вспышки чувств героя и воссоздают разные ракурсы образа любимой. В своей совокупности они передают нервный ритм любви от его первых шагов к исчерпанию чувств.
Музыкой в душе звучит дорогое имя. Невыносимая боль поселяется в сердце при мысли, что жизнь любимой в опасности. Счастливый смех, счастливое щебетание птенца, который спасся после бури. Переход души в душу, опустошение и снова наполнение другой душой… Звездное небо, тьма Космоса. Куда улетела любовь? Пустошь. Все имеет свое начало и свой конец. Любовь дает не только радость, а и мучение. И не может человек жить без любви.