І. А. Крилов – видатний поет-байкар. Байки І. А. Крилова
УСІ УРОКИ ЗАРУБІЖНОЇ ЛІТЕРАТУРИ 6 КЛАС
І семестр
БАЙКИ У СВІТОВІЙ ЛІТЕРАТУРІ
УРОК № 17
Тема. І. А. Крилов – видатний поет-байкар. Байки І. А. Крилова
Цель: заинтересовать фактами биографии баснописца И. А. Крылова; работать над выразительным чтением басен; развивать навыки анализа литературного произведения; сопоставлять басни Эзопа и Крылова; воспитывать стремление к высоким моральным ценностям.
Наглядность: портрет И. А. Крылова; сборник басен поэта; иллюстрации к басням “Волк и Ягненок”, “Ворона и Лисица”.
Ох,
Насмешки вечные
Над львами, над орлами!
А. С. Грибоедов
ХОД УРОКА
I. Актуализация опорных знаний
Проверка домашнего задания
Подробный пересказ басни Ж. де Лафонтена “Зачумленные звери”.
II. Мотивация учебной деятельности
Работа с эпиграфом
– А. С. Грибоедов – известный русский драматург, автор комедии “Горе от ума”. Ему принадлежат слова: “Ох, басни – смерть моя! Насмешки вечные над львами, над орлами!”
– Как, по вашему мнению, относится поэт к басне?
– Какие особенности басни подчеркивает Грибоедов в своем высказывании?
III. Изучение нового материала
1. Знакомство с биографией И. А. Крылова (1769-1844)
Рассказ учителя
Родился И. А. Крылов 2 февраля 1769 года в семье военного Андрея Прохоровича Крылова.
А. С. Пушкин в своих подготовительных материалах к “Истории Пугачева”, между прочим, отмечает, что Андрей Прохорович в чине капитана служил в Яицкой крепости и проявил себя как человек мужественный: во время пугачевского бунта руководил обороной Яицкого городка. Здесь будущий поэт провел раннее детство, а во время бунта находился с матерью, Марией Алексеевной, в Оренбурге.
В 1775 году отец вышел в отставку, поселился в Твери, где получил пост председателя губернского магистрата. Но через 4 года он умер, и семья осталась без средств к существованию. Маленькому Ванечке, которому шел только десятый год, пришлось идти на службу в магистрат канцеляристом.
Однако уже в 13 лет Крылов уезжает в Петербург, где поступает в Казенную палату, по-видимому, благодаря покровительству знакомых его отца.
Сюда же перебирается в 1782 году и его мать с младшим братом Левушкой.
В это время, стремясь восполнить проблемы в своем образовании, Крылов изучает французский, немецкий, итальянский языки, учится играть на скрипке, знакомится с теорией музыки. Благодаря своей настойчивости и упорству, он стал одним из просвещенных людей своего времени.
Начал литературное поприще как драматург: перу Крылова принадлежат комическая опера “Кофейница”, трагедии “Клеопатра”, “Филомена”.
В 80-е годы Крылов выступает в роли издателя: выпускает сатирические журналы “Почта духов”, “Зритель”.
Первая публикация басни Крылова (“Дуб и трость”, “Разборчивая невеста”) состоялось в 1805 году. Это были переводы из Лафонтена.
В 1809 году вышла первая книга басен поэта. Всего им написано около 200 басен. С 1809 по 1843 год состоялось девять выпусков крыловских басен общим тиражом 77 тысяч экземпляров, что по тем временам было делом неслыханным. Басни Крылова написаны ярким и метким народным языком, пленяют своей образностью и неожиданностью. Несмотря на то, что Крылов переводил Эзопа и Лафонтена, большая часть его произведений совершенно оригинальна.
Образы крыловских басен оказались настолько популярны, что многие из них давно уже превратились в нарицательные понятия. Некоторые из его басен были написаны по тому или иному поводу, связаны с конкретным политическим или общественным событием, однако давно уже вышли за рамки произведений “на злобу дня”.
Работа в новом жанре резко изменила литературную репутацию Крылова. Если первая половина его жизни прошла практически в безвестности, была полна материальными проблемами и лишениями, то в зрелости он был окружен почестями и всеобщим уважением.
Крылов стал классиком при жизни. Уже в 1835 году В. Г. Белинский в своей статье “Литературные мечтания” отметил в русской литературе всего лишь 4 классиков и поставил Крылова в один ряд с Державиным, Пушкиным и Грибоедовым.
Параллельно с народным признанием пришло и признание официальное. С 1810 года Крылов был сначала библиотекарем в Императорской публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. Одновременно с этим получал неоднократно увеличивающуюся пенсию “во уважение отличных дарований в российской словесности”. Был избран членом Российской Академии, награжден золотой медалью за литературные заслуги и получил много других наград и почестей.
2. Чтение и анализ басни И. А. Крылова “Волк и Ягненок”
Чтение басни учителем
– Какое впечатление произвела на вас басня?
– Что поразило в басне “Волк и Ягненок”?
Чтение басни в лицах Беседа
– Из каких частей состоит басня? Как они называются?
– В чем особенность расположения морали в данной басне? Сравните с баснями Эзопа (Мораль в баснях Крылова может находится как в начале, так и в конце произведения. У Эзопа мораль представлена в конце басни.)
– Какие эпитеты использует поэт, чтобы описать Волка и Ягненка?
– Как обращаются герои друг к другу? (Волк грубит Ягненку, совершенно незаслуженно его оскорбляет, а Ягненок вежливо и разумно возражает ему.)
– Какие обвинения в адрес Ягненка выдвигает Волк? (Ягненок мутит воду, смешивая ее с илом; Ягненок оскорбил его в позапрошлом году; все овцы, псы и пастухи вредят Волку.)
– Докажите, что эти обвинения беспочвенны. (Ягненок пил воду выше по течению, чем Волк, и не мог мутить ее; в позапрошлом году его еще не было на свете, и он не мог оскорбить Волка; овцы не могут вредить хищнику, перед которым беззащитны, а псы и пастухи стерегут стадо и поэтому неугодны Волку. Но должен ли Ягненок расплачиваться за это?)
– Напишите речь адвоката, защищающего Ягненка.
Работа со схемой
– Какие черты характера олицетворяют образы Волка и Ягненка?
“У сильного всегда бессильный виноват”
“Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”
– В образе Ягненка сосредоточены положительные черты, а в образе Волка – отрицательные. Парадокс: положительный герой страдает, а отрицательный живет дальше как ни в чем не бывало. Почему? (“У сильного всегда бессильный виноват”: сила воплощает власть, деньги, социальное положение.)
– Крылов указывает на распространенность подобного явления: “Тому в истории мы тьму примеров слышим”. Знаете ли вы примеры из жизни, подтверждающие слова великого баснописца?
3. Сравнение басен Эзопа и Крылова “Волк и Ягненок”
И. А. Крылов часто заимствовал сюжеты для басен у Эзопа и Лафонтена, но при этом, коренным образом изменяя некоторые моменты, создавал новые литературные произведения.
Найдите сходство в сюжетах басен. (Придирки Волка и ответы Ягненка соответствуют басне Эзопа. Крылов, естественно, вносит новые детали: речь идет не об оскорблении отца Волка, а его самого; Волк, услыхав о юном возрасте Ягненка, перечисляет его “родственников”, а также обвиняет псов и пастухов. Совпадают финалы басен: беззащитный герой обречен на гибель.)
– Что нового привнес в басню русский поэт? (Басня Крылова больше по объему, более эмоциональна; основную часть басни составляет эмоциональный диалог героев. Наличие экспрессивно окрашенной лексики передает накал страстей, делает басню выразительной и понятной; стихотворная форма способствует запоминанию басни.)
4. Чтение и анализ басни “Ворона и лисица”
Инсценировка басни подготовленными учениками Беседа
– Прочитайте мораль басни.
(“Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна, но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок”)
– Что означают слова “лесть”, “льстить”? Чем отличаются слова “лесть” и “комплимент”?
Обратимся к Словарю русского языка под редакцией С. И. Ожегова. Лесть – лицемерное, угодливое восхваление.
Льстить – хвалить кого-либо из лести, из корыстного желания расположить к себе.
Комплимент – любезные, приятные слова.
Вывод. Лесть и комплимент – понятия разные, со знаком “+” и “-“. Комплименты говорят с целью доставить удовольствие человеку, а лесть применяется для использования человека в корыстных целях.
– Как вы думаете, почему “в сердце льстец всегда отыщет уголок”? (Человеку хочется верить, что он действительно так хорош, как ему об этом говорят; ему приятно слышать похвалы.)
– Чем опасна лесть? (Лесть опасна своей неискренностью, о которой восхваляемый человек может не догадываться. Кроме того, льстец лишь использует другого человека в своих интересах: искренние отношения дружбы и симпатии подменяются ложными, фальшивыми.)
– Какие человеческие недостатки высмеиваются автором в образах Лисицы и Вороны? (Ворона – наивная и доверчивая, не умеющая оценить себя объективно (ведь какая же из вороны певица!), глуповатая; Лисица – хитрая, льстивая, корыстная.)
– Какие фразы из этой басни стали крылатыми? (“Спой, светик, не стыдись”, “От радости в зобу дыханье сперло”, “Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна”.)
5. Сравнение басен Эзопа и Крылова
– Чем отличаются басни Эзопа и Крылова? (Басня Крылова написана в стихотворной форме, в отличие от басни Эзопа; у Эзопа – ворон, а у Крылова – ворона; весь сыр-бор разгорается в одном случае из-за мяса, а в другом – из-за сыра.
В произведении Эзопа есть слова Лисицы: “О если бы ты имел еще и ум, тебе бы доставало всего, чтобы быть царем”. Акценты расставлены по-разному: басня Эзопа направлена больше против глупого человека, а произведение Крылова – против льстецов.)
IV. Выводы
– Что вы знаете о русском баснописце И. А. Крылове?
– Против каких человеческих пороков и общественных недостатков направлена басня “Волк и Ягненок”?
– Чему учит басня “Ворона и Лисица”?
V. Домашнее задание
Докажите, что произведения “Волк и Ягненок”, “Ворона и Лисица” являются баснями.