Духовный конфликт между поколениями в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”
Вглядывайтесь времени в лицо.
Радуйтесь: оно не так уж плохо –
Дети не похожи на отцов,
Но зато похожи на, эпоху.
А. Коваль-Волков
Родители всегда желают детям счастья, хотят, чтобы они шли дальше, достигали большего, но при этом не забывали лучших традиций прошлого. Культурная преемственность при смене поколений не позволит разорвать “связь времен”. Так уж устроен этот мир, что “старость” и “молодость” взаимно уравновешивают друг друга.
Так думал и Николай Петрович Кирсанов, встречая сына после долгой
Как грустно мне твое явленье,
Весна, весна, пора любви!
Аркадий удивленно
Подлинный конфликт возникает в Марьино между дядей Аркадия и Базаровым. Родственные узы их не связывают; они представители не только разных поколений, но и разных сословий. Поэтому только с натяжкой можно говорить здесь о духовном конфликте “отцов” и “детей”.
Базаров осуждает в Павле Петровиче “аристократа”: его заносчивую праздность, подчеркнутую накрахмаленными воротничками, длинными ногтями, светскими манерами. Выступая в защиту своего дяди, Аркадий рассказывает историю его жизни, но она вызывает у Базарова лишь скептическую усмешку: “Пойдем лучше жука смотреть”. Аркадия это обижает: для него дядя не “архаическое явление”, а человек неглупый, обладающий “предобрым сердцем”, человек “глубоко несчастный”, которого “презирать грешно”.
Но прав все-таки Базаров. Выйдя в отставку и предавшись любовным переживаниям, Кирсанов не подозревал, что это была “отставка” и от жизни.
В споре Кирсанова с Базаровым затронуты все основные философские и социально-экономические вопросы, разделившие русское общество на два враждебных лагеря. Базаров побеждает легко и небрежно. Его интеллект чрезвычайно высок. Не со всеми положениями Базарова можно согласиться, но личность он необыкновенная.
Можно ли согласиться с утверждением Базарова, что он сам себя воспитал? Только отчасти. Кое-что он почерпнул и от родителей, простых и добрых людей, обожающих своего сына.
Базаров любит своих родителей, но ведет себя с ними слишком сухо и сурово. Полная противоположность ему – Аркадий Кирсанов, питомец дворянского гнезда, связанный с отцом и дядей нитями глубокой привязанности, принимающий самое живое участие во всем, что волнует отца. Базаров же боится “рассиропиться”. Прощаясь с Аркадием, он говорит ему: “Есть, Аркадий, у меня другие слова, только я их не выскажу, потому что это романтизм, – это значит: рассиропиться”. Искусственно сухой язык Базарова обманчив. Недаром Тургенев сказал, что потратил на своего героя лучшие краски. Эти краски особенно чувствуются там, где сквозь напускную суровость нигилиста проглядывает нежная, романтическая душа Базарова. “Другие слова” – это другой Базаров, великодушный, сердечный, особенно по отношению к родителям. В дни болезни, на краю неминуемой гибели он дает выход лучшим своим чувствам. Отца называет то нежно и трогательно – “старина”, то шутливо и любовно – “Василий Иваныч”, то возвышенно и торжественно – “мой отец”. Перед смертью Базаров просит Одинцову приласкать его родителей: “Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…”
Читаешь Тургенева и чувствуешь, как сердце становится добрее, а душа чище. И думаешь: не нужны никакие конфликты между отцами и детьми. Нужна только любовь, большая, всепоглощающая, помогающая нам жить.