Духовно-эстетичные ценности повести И. С. Нечуя-Левицкого “Кайдашева семья”
Жизнь сельских тружеников испокон века подчинялась земледельческому циклу: пахоте, сеянию, жатве, молотьбе. И именно за такой ежедневной работой мы видим семью Кайдашей. Не сидели они без дела и тогда, когда обрабатывали свои земли – шли работать на господское поле за снопами. Кроме того, старый Кайдаш был добрым тележником и делал телеги и другой сельскохозяйственный инвентарь. За это его уважали, как любого настоящего мастера.
Но также в повести видим новые реалии пореформенных дней: чтобы заплатить налоги, сыновья Кайдаша нанимались
Но на этом не заканчивалась работа крестьянок. Каждую неделю они обмазывали печь, разрисовывали ее петушками и цветами; прихорашивали дом, обсаживали все вокруг кустами и деревьями. Потом пекли хлеб, варили обед, еды в будние было не много: борщ и каша, голубцы, лепешки, но они должны были быть вкусными, поэтому все это должна была делать будущая жена, да еще и приданое хорошее принести.
Из повести “Кайдашева семья” можно узнать обычное право украинского народа. Время, когда дети должны вступать в брак, определяли родители. Они же большей частью и советовали, кого избрать в супруги, давали свое согласие, ходили на смотрины. Потом старшие сыновья отделялись, а младший оставались с родителями и присматривали за ними.
Язык героев переполнен пословицами, которые свидетельствуют о связи произведения с устным народным творчеством. Упоминает И. С. Нечуй-Левицкий в повести и народную песню. Ведь она является извечной мировой традицией, без которой не обходился ни один обычай, не говоря уже о ежедневных песнях, которые звучали вечерами в сельских домах или на улицах. Большое значение предавали крестьяне верованиям и предрассудкам. Кайдаш постился по пятницам, чтобы не потонуть (хотя на самом деле тонул под влиянием пьянства), баба Палажка каждый год ела пояса в Киевской Лавре, чтобы попасть в рай, Мотря сажала пшеницу для того, “чтобы узнать, “чистое” ли место для их нового дома”. В случае болезни в селе обращались к бабке-знахарке.
Писатель любит свой народ, свою землю, болеет душой за героев произведения. Ему больно за утраченную свободу и попранное чувство национального достоинства.
Именно этим можно объяснить углубленное внимание И. С. Нечуя-Левицкого к пренебрежению традиций и обычаев, духовных порывов. Автор призывает к вере в богатство украинских традиций, украинского менталитета.