Древнерусские былины про Илью Муромца. Воплощение в них представлений о патриотизме, героизме, идеальных героях

УСІ УРОКИ ЗАРУБІЖНОЇ ЛІТЕРАТУРИ 7 КЛАС

I семестр

ГЕРОЇЧНІ ПІСНІ й БАЛАДИ У СВІТОВІЙ ЛІТЕРАТУРІ

УРОК 4

Тема. Древнерусские былины про Илью Муромца. Воплощение в них представлений о патриотизме, героизме, идеальных героях

Цель: продолжить знакомство с содержанием и особенностями жанра древнерусских былин; показать, что основным героем былин является богатырь, патриот своей земли и защитник слабых; совершенствовать умение учащихся подтверждать свое мнение примерами из текста; воспитывать культуру речи, формировать навыки

выразительного чтения, культуру восприятия произведений разных видов искусства; воспитывать культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность.

Оборудование: репродукции картин В. Васнецова “Богатыри”, “Витязь на распутье”.

ХОД УРОКА

І. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Проверка домашнего задания

– Рассказать о былине как литературном жанре.

– Какие особенности былины характеризуют ее песенный характер, роднят с устным народным творчеством?

– Каким образом создатели былин стремились подчеркнуть необычность, героичность происходящего?

2.

Проверка выразительного чтения былины

(с начала текста до приезда богатыря в стольный Киев-град)

ІІ. Формирование новых знаний, умений и навыков

1. Комментированное чтение былины

Работа над выразительным чтением.

1). Чтение фрагмента (от фразы “Он приехал-то во славный стольный Киев-град” до слов “Илья Муромец да сын Иванович”)

– Перечислите жанровые особенности былины по этому фрагменту?

– Что нового мы узнали о славном богатыре Илье Муромце?

2). Чтение фрагмента (от фразы “Говорит ему Владимир таковы слова” до “И он ко стремени булатному прикованный”)

– Кто из героев былины и как изображен в этом отрывке?

– Чем вызвано повторение описания “силушки великой”, а также силы и мощи Соловья Разбойника?

– Почему об опасности, угрожающей людям, князю Владимиру известно досконально, а о том, что опасность миновала, он не знает?

– Как вы думаете, на чьей стороне авторы былины в диалоге богатыря и князя? Почему?

3). Чтение фрагмента (от фразы “То Владимир-князь от стольнокиевский…” до конца былины)

– Кто вступает в диалог князя с богатырем?

– Какую позицию занимает Соловей Разбойник?

– Что мы можем сказать о князе Владимире? (Капризен, безответственен, не благодарен и т. д.)

– Почему Илья Муромец сразу же увез Соловья Разбойника в чисто поле? Что он сказал при этом врагу?

2. Беседа с учащимися по содержанию былины

– Какие мысли и чувства вызывает у нас этот славный богатырь?

– Почему в былине всякий раз подчеркивается его происхождение?

– Как вы думаете, что будет делать богатырь дальше – останется в стольном граде Киеве или уедет?.. Куда, по-вашему, дальше отправится богатырь?

(Можно предложить учащимся пофантазировать на эту тему, используя репродукции картин В. Васнецова “Витязь на распутье” и “Богатыри”.)

Худ. В. Васнецов. Витязь на распутье

ІІІ. Подведение итогов урока (работа в парах)

– Когда и почему возникли былины? Зачем в древние времена народ создавал былины, думы, героические песни? Какую цель ставили перед собой авторы и исполнители былин?

– Может ли возникнуть былина в наши дни?

– Почему образ славного богатыря Ильи Муромца остается в памяти народа уже столько веков?

IV. Комментарии к домашнему заданию

– На следующем уроке мы продолжим наше путешествие в героическое прошлое. На этот раз мы отправимся в средневековую Англию. Представьте себе праздник, большое скопление народа, ярмарочную площадь, где под музыку и танцы (название этого жанра и произошло от провансальского ballar – плясать) повествуется о каком-то событии. Тут куда больше вымысла, чем в древнерусских былинах. Сюжет более драматичен, больше насыщен диалогом. А самое главное – дается лирическая эмоциональная оценка персонажей.

Ваша задача: прочитать (в любом переводе или пересказе) произведения о знаменитом английском разбойнике Робин Гуде, подготовить пересказ или постановку фрагмента в лицах, сформулировать вопросы по произведению; определить жанр произведения.

Индивидуальное задание одному-двум ученикам: подготовить короткое сообщение об исторической обстановке Англии XII в.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...


Древнерусские былины про Илью Муромца. Воплощение в них представлений о патриотизме, героизме, идеальных героях

Categories: Конспекти уроків

Links