Древнерусские былины об Илье Муромце (по выбору учителя). История Киевской Руси как основа былин (на русском языке)
УСІ УРОКИ ЗАРУБІЖНОЇ ЛІТЕРАТУРИ 7 КЛАС
I семестр
ГЕРОЇЧНІ ПІСНІ й БАЛАДИ У СВІТОВІЙ ЛІТЕРАТУРІ
УРОК 3
Тема. Древнерусские былины об Илье Муромце (по выбору учителя). История Киевской Руси как основа былин (на русском языке*)
Цель: онакомить учащихся с особенностями жанра и содержанием былин “Илья Муромец и Соловей Разбойник”; формировать навыки выразительного чтения былины; совершенствовать умение учащихся подтверждать свое мнение примерами из текста произведения; воспитывать культуру речи, совершенствовать культуру
Оборудование: 3-4 репродукции картин В. Васнецова (“Богатыри”, “После побоища Игоря Святославовича с половцами”, “Гусляры”, “Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем”, “Богатырский скок”).
ХОД УРОКА
І. Актуализация опорных знаний учащихся
Беседа по домашнему заданию
1. Какими были первые произведения о героическом прошлом – фольклорными или авторскими? Почему вы так считаете?
2. Почему, в отличие от сказок, в этих произведениях много исторических
3. Почему эти произведения, как правило, не очень большие по объему?
4. Как по-вашему, что тут больше интересует автора и слушателей (читателей) – непосредственно события или чувства, связанные с ними?
5. Что вы можете сказать об авторах и исполнителях этих произведений?
6. Какие фольклорные жанры вы можете назвать? (Былина, дума, героическая песня, баллада)
ІІ. Формирование новых знаний, умений и навыков
1. Слово учителя
– Поскольку мы с вами говорим сегодня на уроке на русском языке, то вы, наверное, догадались, что наш путь сегодня пролегает через Киевскую Русь, героическое прошлое нашего народа. (Обращение к репродукции “Гусляры”.) Вот они – первые создатели и хранители славных страниц истории – гусляры с полотна В. Васнецова. Белые домотканые свитки, простые лапти. На их торжественных, одухотворенных лицах будто отражается то, о чем решили поведать легендарные сказители.
Как, по-вашему, распределены роли в этом трио? Какими вам представляются характеры исполнителей?..
Худ. В. Васнецов. Гусляры
История не сохранила имен исполнителей и авторов народных сказаний о прошлом, но в более поздних литературных произведениях можно встретить упоминание о гусляре Бояне, повествующем о походе князя Игоря, а у Тараса Шевченко есть строки, посвященные кобзарю Перебенде.
2. Работа над развитием связной речи учащихся, умением воспринимать картину
Мини-экскурсия по картине В. Васнецова “Богатыри”.
(Можете ли вы назвать имена богатырей на картине? Чем выделяется Илья Муромец среди своих товарищей? Против какого врага стоят богатыри “на заставе”?)
Худ. В. Васнецов. Богатыри
3. Определение жанра
Словарная работа
Учитель. Жанр произведений, в которых рассказывается о подвигах легендарных богатырей, называется былиной.
1). Обращение к словарю литературоведческих терминов Былина – героическая песня повествовательного характера, возникшая как выражение исторического сознания русского народа в IX-XIII вв.
Былина отразила историческую действительность в образах, жизненная, реальная основа которых обогащена фантастическим вымыслом. Как виду устного народного творчества былине присущ особенный песенно-этический способ воспроизведения реальности.
2). Сравнение данного определения с определением жанра по учебнику Былина – жанр русского фольклора, эпическая песнь героического содержания, повествующая о подвигах русских богатырей и отражающая жизнь средневековой Руси.
Учитель. Чем первое определение отличается от второго? Обязательно ли упоминание в определении о фантастическом вымысле и в чем заключаются особенности эпической песни?
4. Комментированное чтение былины “Илья Муромец и соловей разбойник”
(Обратить внимание учащихся на особый ритм былины, напевность, перенесение ударений и сокращение отдельных слогов – гласных в слабой позиции.)
1). Чтение фрагмента (от начала былины и до слов “А и побил он эту силу всю великую”)
– Что вы можете сказать применительно к этому отрывку о соответствии данного произведения былинному жанру? (Наличие реальных названий; повторение предлогов, отдельных слов и синтаксических конструкций; разговорной частицы – то; уменьшительно-ласкательных слов типа: “силушка”, “удаленький”, “обеденка”; введение некоторых фантастических элементов – преувеличений:
Он стоял заутреню во Муроме,
Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.)
– С другой стороны, так ли уж вымышлена эта “силушка великая”?.. Вспомним русскую историю, набеги татар и половцев. (Обращение к картине В. Васнецова “После побоища Игоря Святославовича с половцами”.)
2). Чтение следующего фрагмента (от фразы “Он подъехал-то под славный под Чернигов-град” до слов “Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал” (с объяснением слов “заколодела”, “замуравела”))
– Можно ли и здесь отметить уже известные нам особенности жанра былины?..
– Что нового добавилось в этом отрывке? (Вражеская сила персонифицировалась в образе Соловья Разбойника.)
– Встречались ли мы уже с подобным явлением? (Да. Змей-Горыныч в русских народных сказках или Гидра в древнегреческой мифологии.) Обращение к репродукциям с картин В. Васнецова “Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем”.
Худ. В. Васнецов. Бой Добрыни Никитича с семиглавым змеем Горынычем
3). Записи в тетради Былина – жанр русского фольклора, эпическое произведение героического содержания, повествующая о подвигах русских богатырей и отражающая жизнь Руси ІХ-ХІІІ в., включающая, кроме реалий, фантастический вымысел.
Гипербола – преувеличение свойств какого-либо предмета или явления.
Обращение к картине В. Васнецова “Богатырский скок” как иллюстрации данного художественного средства в живописи (пример из фрагмента текста приводят учащиеся), былине.
4). Чтение фрагмента (от фразы “Подъезжает он ко речке ко Смородинке” до “Мимо гнездышка повез да соловьиного”)
– Что снова повторяется в этом отрывке и почему? (Описание силы и мощи Соловья Разбойника)
– Что помогло Илье Муромцу одержать победу?
– Дайте описание вооружения богатыря.
(Проводится толкование слов “тетива”, “стремя”, “булатный”, “лук разрывчатый”, т. е. тугой, издающий при стрельбе резкий звук.
Внимание учащихся обращается на то, что определения к этим словам являются эпитетами, создающими художественный образ. Они в былине соотносятся с определенными понятиями, т. е. являются постоянными и характерными для устного народного творчества.)
5. Чтение фрагмента (от фразы “Во том гнездышке да соловьином” до слов “Прямоезжею дорожкой в стольный Киев-град”)
– Что еще из особенностей устного народного творчества можно отметить в данном отрывке? (Троекратное повторение)
6. Подведение итогов комментированного чтения
– Что мы можем сказать о славном богатыре Илье Муромце, исходя из текста былины?
– Только ли о силе и храбрости богатыря идет речь в произведении? Прокомментируйте слова Ильи: “Я не йду к вам во Чернигов воеводой”.
III. Подведение итогов урока
– С каким новым литературным жанром мы познакомились?
– Какая главная особенность жанра отражена в его названии?
– О каких еще особенностях былины мы сегодня говорили?
– Над чем мы еще сегодня работали? (Пытались устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства.)
IV. Домашнее задание
Дочитать былину до конца, работая над выразительным чтением; подготовить рассказ о жанровых особенностях былины с примерами из текста былины.
___________________________________________________________________
* Изучая произведения, написанные на русском языке, мы имеем чудесную возможность читать и обсуждать его на языке оригинала.