Боевое товарищество, героизм и подвиги запорожцев в бою под Дубно. Главы VII-VIII
УСІ УРОКИ ЗАРУБІЖНОЇ ЛІТЕРАТУРИ 7 КЛАС
I семестр
УКРАЇНА ТА ЇЇ ІСТОРІЯ В ЛІТЕРАТУРІ
УРОК 27
Тема. Боевое товарищество, героизм и подвиги запорожцев в бою под Дубно. Главы VII-VIII
Цель: показать героизм запорожцев в бою под Дубно; продолжать подбор материала к образам Остапа, Андрия и Тараса; совершенствовать навыки составления плана к тексту, навыки текстологического анализа произведения; воспитывать уважение к славной истории родины; воспитывать культуру связной речи, культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность.
ХОД
І. Актуализация опорных знаний, умений и навыков
1. Проверка домашнего задания
На доске записано 2 плана VII главы, 2 плана обрабатываются устно, затем записываются 2 плана VIII главы и 2 плана корректируются устно.
Рецензирование, коррекция планов одним учеником – VII главы, другим – VIII главы.
2. Фронтальный опрос
1) Что произошло ночью в лагере осаждавших?
2) Какой приказ отдал кошевой атаман?
3) Какая мысль все утро мучила Тараса?
4) В чем он был совершенно уверен и чего боялся больше всего?
5) Стал бы так Тарас сомневаться в Остапе?
6) Кто развеял сомнения
7) Что больше всего поразило Тараса? (“Скажи, что отец – теперь не отец мне, брат – не брат, товарищ – не товарищ и что я с ними буду биться со всеми. Со всеми буду биться!”)
8) Зачем казаки, стоя под стенами осажденного города, осыпали насмешками вражеское войско?
ІІ. Формирование новых знаний, умений и навыков
1. Работа над описанием отдельных эпизодов боя
– Обратить внимание на образные, художественные средства, используемые Гоголем для придания выразительности описанию.
Подтвердить примерами. (Сравнения. Постоянные эпитеты. Повторения. Единоначалие предложений (анафора).)
– Какой из литературных жанров вам это напоминает?
– Какой из эпизодов боя наиболее важен для главных героев? (Выборы Остапа куренным атаманом)
– Обратить внимание на ответ Остапа и реакцию Тараса.
2. Работа над описанием совета по поводу разделения казачества на два отряда
– О чем свидетельствует разделение казачества на две части?
– Какое важное событие связано в этом эпизоде с главными героями?
– Зачем Гоголь так подробно рассказывает о казаках, называя даже их имена?
– Что предложил Тарас товарищам на прощание?
3. Словарная работа (“оселедец”, “наказной атаман”, “Бульбенко” по отношению к Остапу)
Учитель. Тарас сказал, прощаясь: “Перед нами дела великого поту, великой казацкой доблести!”
Посмотрим, как автор оценивает результат данного похода и всей доблестной истории казачества.
4. Выразительное чтение текста (с середины последнего абзаца: “Не погибнет ни одно великодушное дело…”)
– Какова главная мысль этого отрывка?
– Можно ли сказать, что здесь речь идет также и об огромном значении литературы в жизни человека и общества?
III. Подведение итогов урока
(с использованием приёма “свободный микрофон”)
– Что было главным в делах и мыслях запорожцев?
– За что больше всего ценили они своих собратьев и чем награждали?
– Какая еще самая большая награда за доблесть называется в книге?
IV. Домашнее задание
Читать главу ІХ, составить план; выписать цитаты к образам Остапа, Андрия и Тараса; подготовить устный комментированный пересказ эпизодов боя (первая часть главы); отметить слова, которые описывают поведение казаков в бою.
Индивидуальное задание: выразительное чтение речи Тараса о товариществе.