Александр Пушкин (1799-1837) “Песнь о вещем Олеге”. Поэтизация древнерусской старины. Летописный источник “Песни”
УСІ УРОКИ ЗАРУБІЖНОЇ ЛІТЕРАТУРИ 7 КЛАС
I семестр
ГЕРОЇЧНІ ПІСНІ й БАЛАДИ У СВІТОВІЙ ЛІТЕРАТУРІ
УРОК 10
Тема. Александр Пушкин (1799-1837) “Песнь о вещем Олеге”. Поэтизация древнерусской старины. Летописный источник “Песни”
Цель: познакомить с содержанием баллады, показать ее связь с летописным источником; раскрыть приемы, с помощью которых поэту удалось воссоздать исторический колорит Древней Руси; совершенствовать навыки выразительного чтения баллады; показать причины интереса Пушкина к истории и отражение этого
Оборудование: портрет Пушкина, репродукция картины В. Васнецова “Нестор-летописец” (эскизный вариант для росписи Владимирского собора в Киеве), раздаточный материал – текст и сетка кроссворда.
ХОД УРОКА
I. Конкурс выразительного чтения баллад наизусть
II. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Работа с использованием приема “Цепочка”: несколько слов
2. Беседа с учащимися
Худ. О. Кипренский. Портрет А. Пушкина
1) Что связано с Пушкиным в нашем городе? (Если есть памятник, то что вы знаете об истории его создания?)
2) Какие произведения на историческую тематику есть у Пушкина и почему поэт обращался к истории? (“Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости”, – сказал поэт. Но, наверное, не только это послужило причиной обращения к древнерусской старине. Возможно, поэт пытался найти в прошлом связь с теми вопросами, которые мучили его в настоящем. Мы постараемся в ходе работы над произведением это увидеть.)
3) Какие произведения Древней Руси сохранили для нас описание многих событий старины?
3. Сообщение учащихся о “Повести временных лет”.
Обращение к репродукции картины В. Васнецова “Нестор-летописец”.
4. Чтение отрывка из “Повести временных лет” о смерти князя Олега
Учитель. Эта летописная история легла в основу произведения А. С. Пушкина, с которым вы познакомились дома. Кстати, а к какому жанру мы отнесем “Песнь о вещем Олеге”?
Все варианты и предложения ребят записать на доске с доказательствами “за” и “против”:
Стихотворение | Былина | Баллада |
Ритм, рифма | Событие, имевшее место в действительности, наличие сюжета, состоящего из определенных частей: зачина, основной части, где идет рассказ о событиях, концовки | Не просто рассказ о событии, присутствует авторская оценка героев, ведущую роль в основной части играет диалог |
Что значит слово “песнь” в заголовке? (Поэтическое произведение поэтического характера. Поэтому и падежные окончания будут соответствующие – о “Песни”, в “Песни”…)
5. Работа с лексикой баллады
1) Вопрос домашнего задания: Удалось ли поэту воссоздать исторический колорит Киевской Руси? Каким приемом он пользовался? (Использование в тексте устаревших слов)
2) Работа с кроссвордом (текст кроссворда и сетку раздать на каждую парту)*.
В сильном классе можно уделить время для пояснения лексических или фонетических особенностей устаревших слов (могущий, брег).
По горизонтали:
1. Земляная насыпь над могилой воина. 2. Причина смерти князя. 3. Имя преемника князя Олега. 4. Приспособление для метания камней. 5. Мальчик-подросток. 6. Имя первого князя на Руси – героя баллады. 7. В тексте: судьба. 8. Языческий жрец, прорицатель. 9. Берег (устаревшее). 10. Древнее название Константинополя. 11. Битва, бой (устаревшее). 12. Предвидящий будущее, пророческий.
По вертикали:
1. Титул владыки Киевской Руси. 2. Могучий, сильный (устаревшее). 3. Топор с небольшим лезвием на длинной рукоятке. 4. Воинский отряд князя. 5. Сосуд для вина на тризне. 6. Доспехи князя. 7. Кочевой тюркский народ, противники Древней Руси. 8. Поминальный пир у древних славян. 9. Верховный языческий бог славян, покровитель воинов, оружия, войн. 10. Языческий жрец и прорицатель, соврем.: волшебник. 11. Быстрый, резвый. 12. Лоб (устаревшее).
Ответы к кроссворду:
По горизонтали: 1. Курган. 2. Змея. 3. Игорь. 4. Праща. 5. Отрок. 6. Олег. 7. Жребий. 8. Волхв. 9. Брег 10. Цареград. 11. Сеча. 12. Вещий.
По вертикали: 1. Князь. 2. Могущий. 3. Секира. 4. Дружина. 5. Ковш. 6. Броня. 7. Хазары. 8. Тризна. 9. Перун. 10. Кудесник. 11. Ретивый. 12. Чело.
6. Работа над выразительным чтением стихотворения
III. Подведение итогов урока
Учитель. Мы сегодня построили урок, опираясь на уже известные вам сведения о балладе как о жанре литературы.
Мы сумели определить жанр произведения, показать приемы, которые использовал поэт для воссоздания исторического колорита.
А что ж нового внес Пушкин в сюжет, взятый из летописи?
Что интересовало поэта в седой древности?
Худ. В. Васнецов. Нестор-летописец
IV. Домашнее задание
Определить значение слова “вещий”; ответить на вопрос: “Кого из героев и почему сопровождает в тексте это определение?”
______________________________________________________________
* Учащимся, которые справились с кроссвордом раньше других, можно поставить баллы.