“Я вытомлен лирикой (по творчеству В. В. Маяковского)”

И оборачиваться на Маяковского нам, а может быть, и нашим внукам придется не назад, а вперед.
М. И. Цветаева
Вечная тема лирики – любовь – проходит через все творчество Маяковского, начиная с его ранних стихов и кончая последним незавершенным стихотворением “Неоконченное”.
В поэме “Облако в штанах” Маяковский рассказывает о своей первой любви. Читатель ощущает сложность переживаний лирического героя, безмерность его страданий. Громадный, он горбится у окна. Как он ждет! Ждет любимую. А действительность надвигается

на него, пугает неизвестностью и мраком. Час проходит за часом, а Марии все нет. Поэт мечется, стонет. Его страдания оживают в зримом образе, как бы отделяются от него, начинают жить собственной жизнью. В страшной пляске мечутся нервы “отчаянной чечеткой”.
Сердце поэта горит от любви, перед нами величественная и страшная картина любовного пожара. Страдания становятся непереносимыми, поэт хочет “выскочить из сердца”, но, увы, из сердца не выскочишь!
У лирического героя “пожар сердца”. И рассказать об этом он может только своей матери:
Мама!
Ваш сын прекрасно болен!
Страдания
поэта выливаются в крик: “Долой вашу любовь!” И дело не только в том, что Мария выходит замуж за другого. В поэме о любви все время присутствует враждебная поэту действительность. “Он” и “она”, а рядом мещанская сытость, рядом “лопались люди, проевшись насквозь, и сочилось сквозь трещины сало…” За личным, за интимным просвечивается в поэме большой мир, который отнял у поэта любимую, украл любовь. Весь ужас не в том, что любовь безответна, – она вообще невозможна в этом страшном мире, где все продается и покупается.
Если “Облако в штанах” – крик боли и ненависти ко всему продажному, то стихотворение “Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви” – это радостный, светлый гимн любви:
Любить – это значит:
В глубь двора вбежать и до ночи грачьей,
Блестя топором, рубить дрова, силой
Своей играючи.
“Любовь – это сердце всего, – писал Маяковский. – Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем”.
Любовь и жизнь для поэта нерасторжимы, поэтому за лирикой любви возникает лирика великих дел и свершений:
Если я чего написал,
Если чего сказал –
Тому виной глаза-небеса,
Любимой моей глаза.
Маяковского часто упрекали за отсутствие у него пейзажной лирики, да и сам поэт признавался: “После электричества совершенно бросил интересоваться природой…” Но это неправда. Создал же он еще в 1914 году прекрасное стихотворение “Послушайте!”
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают –
Значит – это кому-нибудь нужно?
Поэт нередко скрывает свое восхищение природой за насмешкой, но любил он ее всегда. Мало того, природа служила Маяковскому неисчерпаемым средством образности. Океан, солнце, звездное небо – любимые образы Маяковского.
Трудно найти в. литературе более грустные стихи, чем “Неоконченное”:
Как говорят, инцидент исчерпан,
Любовная лодка разбилась о быт.
С тобой мы в расчете – и не к чему перечень
Взаимных болей, бед и обид.
Но завершает стихотворение великолепная картина природы:
Ты посмотри, какая в мире тишь!
Ночь обложила небо звездной данью;
в такие вот часы встаешь и говоришь
Векам, истории и мирозданью.
К сожалению, мы не знаем, что хотел сказать Маяковский в своем последнем стихотворении “векам, истории и мирозданью”. Но он завещал нам свою выразительную лирику с ее высоким представлением о настоящей любви, “любви-громаде”:
Постели прокляв,
Встав с лежанки,
Чтоб всей вселенной шла любовь.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 4.00 out of 5)

“Я вытомлен лирикой (по творчеству В. В. Маяковского)”