ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ЧАСТЬ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ – ВВЕДЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ЧАСТЬ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Культурой называют всё то, что человечество создало за время своего существования: дома, храмы, дворцы, картины, музыку, книга и многое другое. Человечество состоит из отдельных людей. Всё, что ребёнок узнаёт в семье, школе, в общении со сверстниками и взрослыми, всё, что он делает, создаёт, читает, составляет его культуру. Как малые ручейки питают большие реки, которые затем сливаются в Мировой океан, так культурные достижения каждого человека формируют и развивают мировую
Литература отражает систему общечеловеческих ценностей, в которой чётко обозначены добро и зло, красота и уродство, хорошее и плохое и т. д. Чтение литературных произведений способствует расширению и приумножению наших знаний о разных временах и странах, о людях и народах, развивает наш ум и чувства, учит воспринимать прекрасное.
В пятом классе вы усвоили, что художественная литература, как и изобразительное искусство (в частности, живопись, графика, скульптура), архитектура, музыка, хореография, театр и др., является
Красиво падала листва.
Красиво плыли пароходы.
Стояли ясные погоды.
И праздничные торжества
Справлял сентябрь первоначальный,
Задумчивый, но не печальный.
На ту же тему художник Василий Поленов написал картину “Золотая осень”.
Поэт и живописец восприняли одно и то же время года, исходя из особенностей своего таланта и жизненного опыта. Поэтому их произведения отличаются.
Творцы художественной литературы – это писатели, создающие произведения разных жанров. Литературу часто называют искусством слова, а писателей – мастерами слова. От таланта и мастерства писателя зависит восприятие читателями его литературного труда.
Чтение художественного произведения – это, прежде всего внимание к событиям и сопереженивание героям, познавательный интерес к тому, чем закончится то или иное действие, как поведут себя персонажи.
Произведения искусства способны изменить нас к лучшему. Картине, спектаклю нужен зритель, концерту – слушатель, книге – читатель. Совсем не просто освоить созданное, скажем, писателем. Чтение требует от нас определённых усилий. Разные люди, читая одно и то же произведение, обращают внимание на разных героев, подмечают разные детали и открывают в произведении что-то новое именно для себя. Поэтому в современной культуре читателя считают в определённой степени соавтором писателя.
В цивилизации Древнего Востока и Средиземноморья литература существовала б виде священных книг: Веды, Авеста, Библия. Такие книги были рукописными, а собственно литературу составляли комментарии или отсылки к священным книгам.
Художественная литература как результат писательского творчества возникла в Древней Греции. Там сформировалась сначала устная словесность – например, поэмы древнегреческого поэта Гомера “Илиада” и “Одиссея” были записаны намного позже их создания автором.
Теория литературы
Развитие понятия о художественной литературе
Художественная литература – это вид искусства, отражающий жизнь с помощью слова, письменного или устного. Вместе с другими видами искусства – музыкой, архитектурой, театром, изобразительным искусством – художественная литература является важной частью мировой культуры.
Главным признаком любого произведения искусства считается образность. Она создаётся с помощью художественного образа – реального явления жизни либо вымышленного, состояния природы или человека, наполненного чувствами и мыслями автора.
Художественную литературу называют ещё искусством слова, потому что писатель создаёт произведение с помощью искусного владения словом. Слово обладает способностью передавать одновременно звук, цвет, форму, чувства, мысли, действия и т. п. Поэтому считают, что литературное произведение может содержать элементы других видов искусства – музыки, театра, архитектуры, живописи и др.
Вопросы и задания
1. Расскажите о роли художественной литературы в развитии культуры человека.
2. Назовите известные вам виды искусства. Объясните, чем литература отличается от других видов искусств.
3. Составьте рассуждение о взаимоотношениях писателя, его произведения и читателя.
4. Сравните художественные произведения об осени поэта Д. Самойлова и художника В. Поленова. Что у них общего? Чем они отличаются?