Вильям ШЕКСПИР: таинственный гений поэзии
Сияние гения, чьи лучи проникают повсюду, – вот что такое Шекспир.
Виктор Гюго
Если спросить у любителей театра из разных стран, чьи пьесы чаще всего и с самым большим успехом ставили и ставят на современных сценах, то многие из них, не задумываясь, ответят: “Конечно же, Шекспира!” Наряду с именем Петрарки великого британца назовут и почитатели поэзии, когда возникнет вопрос о самых известных сочинителях сонетов. А историки, повествуя о правлении английской королевы Елизаветы І, нередко называют это время “эпохой Шекспира”.
О его жизни сохранилось немного достоверных фактов, личность писателя овеяна легендами и преданиями. Вспомним, что, по утверждению исследователей, родился он 23 апреля 1564 г. в провинциальном городке Стрэтфорде-на-Эйвоне в семье ремесленника и торговца. Жизненные обстоятельства сложились так, что Шекспир смог получить лишь начальное образование. Увлёкшись театром, он в возрасте 23 лет отправился в Лондон с целью овладеть актёрским искусством. Следует
Сначала Вильяму удалось устроиться простым рабочим сцены и переписчиком ролей, со временем ему начали доверять эпизодические роли. Стать великим актёром Шекспиру, видимо, так и не удалось. Но именно в Лондоне он начинает дело всей своей жизни – сочинительство. Первыми из-под его пера появляются поэмы и пьесы.
Что же представлял собой театр во времена Шекспира? Во-первых, он отличался особенным расположением и устройством сцены, которая напоминала либо трапецию, либо овал и выдавалась глубоко в партер. Это создавало иллюзию площадного действа, во время которого актёры, со всех сторон окружённые зрителями, выступали на обычных повозках. Та к о й эффект усиливало и отсутствие привычного для современного зрителя театрального занавеса. На самой же сцене, как правило, находились люки, из которых время от времени появлялись актёры, исполняющие роли призраков или других фантастических существ. Декорации практически отсутствовали, но обязательным элементом оформления сцены был балкон, на котором происходили самые разнообразные действия (вспомните сцену на балконе из изученной в 8 классе трагедии ” Ромео и Джульетта”).
Во-вторых, для шекспировского театра была характерна особая исполнительская манера. Актёры часто импровизировали, отвечали на шутки зрителей. Большое внимание уделялось постановке голоса, звучание которого должно было напоминать музыку. Чтобы снять напряжение зрителей после сцен большого драматического накала, на подмостки выходили шуты. Как и в эпоху античности, женские роли в театре времён Шекспира исполняли исключительно юноши. Труппа, актёром которой был Шекспир, построила для своих выступлений большое здание театра, вошедшее в историю под названием “Глобус”. Его украшала вывеска со словами, ставшими афоризмом: “Весь мир лицедействует”. Спектакли этой труппы пользовались большим успехом, её актёров приглашали играть при дворе королей, и в 1603 году она была удостоена почётного звания “Королевские слуги”. Во многом это стало возможным благодаря её талантливому драматургу, с 1599 года ставшему также и совладельцем театра. “Почти без помощи декораций, опираясь лишь на силу воображения, которое Шекспир пробуждал в зрителях, он мог заставить их увидеть в пустом пространстве сцены целую вселенную – далёкие и близкие страны, от Италии до Бермудских островов, прошлое и настоящее человечества – от Древнего Рима до Англии XVI в.”.
Театральная деятельность позволила Шекспиру накопить деньги и купить недвижимость в Лондоне и родном Стрэтфорде, куда он вернулся на постоянное проживание приблизительно в 1613 году. Именно в этом городке было суждено найти своё последнее пристанище великому поэту, чей гений настолько потряс мир, что до сих пор заставляет его лучшие умы думать над вопросом: “А был ли Шекспир?”. Ведь не сохранилось не только никаких рукописей, но даже строки, написанной его рукой. Наиболее весомым поводом для сомнений стало странное завещание, обнаруженное спустя полтора века после смерти поэта. Оно не содержало ни одного факта, указывающего на то, что его автор имел какое-либо отношение к литературе. В результате анализа этого документа у многих учёных сложилось впечатление, что его составил самый обычный горожанин. Такие предположения были подкреплены и другими свидетельствами, например, о необразованности Шекспира. Это и способствовало возникновению так называемого “шекспировского вопроса”, сущность которого состоит в сомнении: был ли уроженец Стрэтфорда-на-Эйвоне Вильям Шекспир автором изданных под его именем произведений?
Исследователи, отвечающие на этот вопрос отрицательно, называют более 30 претендентов на высокое право считаться создателем непревзойдённых литературных шедевров. Чаще других встречаются имена таких известных англичан, как королева Елизавета І, мыслитель Фрэнсис Бэкон, драматург Кристофер Марло, графы Дерби, Оксфорд и Рэтленд. Российский литературовед И. Шайтанов отмечает: “Каждый год появляется новая сенсация. Однако сегодня можно сказать, что горожанин из Стрэтфорда-на-Эйвоне и лондонский актёр Вильям Шекспир (хотя его жизнь действительно овеяна тайнами) остаётся наиболее вероятным претендентом, намного превосходящим остальных. А его пьесы, к счастью, дошедшие до наших дней, неизмеримо увлекательнее любых детективных догадок по поводу их авторства”.
Творчество Шекспира-драматурга принято делить на три периода:
Первый, так называемый оптимистический (1591-601 гг.), ознаменован появлением произведений, которые пронизаны верой в победу добра над злом, торжеством человечности, ума и справедливости. Наи более известные среди них – исторические хроники2 “Ричард III”, “Генрих ІV”, а также искромётные комедии “Укрощение строптивой”, “Сон в летнюю ночь”, “Венецианский купец”, “Много шума из ничего”, “Двенадцатая ночь”. В этот период Шекспиром были написаны и его первые трагедии: “Тит Андроник”, “Ромео и Джульетта”, “Юлий Цезарь”.
Второй период (1601-1608 гг.) исследователи называют трагическим. Именно в это время в его произведениях звучит настроение глубокого разочарования в идее гуманистической идеализации человека, проповедуемой в эпоху Возрождения. “Чем больше Шекспир познавал жизнь, тем очевиднее становилось ему, что человек далёк от совершенства. Для него мерилом служили не мелкие и не рядовые люди. Ничтожества всегда встречались среди людей. Взор Шекспира обращался на людей по-настоящему значительных – умных, энергичных, волевых, выделяющихся различными способностями и доблестями. И вот среди этих поистине больших людей, к тому же вознесённых на самые вершины власти и могущества, он обнаруживал несовершенства даже более значительные и подчас страшные, чем у людей рядовых”,3 – писал известнейший шекспировед А. А. Аникст. Этот критический взгляд на мир наиболее ярко отображён в трагедиях “Гамлет”, “Отелло”, “Король Лир”, “Макбет”, “Антоний и Клеопатра”.
Яркая черта третьего, так называемого романтического периода (1608-1613 гг.), – появление произведений, в которых сочетаются черты двух драматических жанров – трагедии и комедии. С одной стороны, они пронизаны драматизмом, с другой – для них характерны счастливые финалы. Такими, например, являются трагикомедии “Перикл”, “Зимняя сказка”, “Буря”.
Всего перу Шекспира принадлежит 37 пьес, 154 сонета и 2 поэмы. Большинство из этих произведений и ныне поражает читателей силой поэтического слова, глубиной философской мысли, яркостью художественных образов.