Урок внеклассного чтения. Ю. Яковлев “Девочка с Васильевского острова”
УСІ УРОКИ ЗАРУБІЖНОЇ ЛІТЕРАТУРИ 7 КЛАС
II семестр
ЛІТЕРАТУРА ПРОТИ ВІЙНИ
УРОК 65
Тема. Урок внеклассного чтения. Ю. Яковлев “Девочка с Васильевского острова”
Цель: показать преемственность поколений, осуждение войны через восприятие детей; совершенствовать восприятие и анализ текста на слух, умение работать с деталью; воспитывать чувство эмоционального сопереживания.
Оборудование: фотография Пискаревского кладбища и памятника на Дороге жизни.
ХОД УРОКА
I. Актуализация опорных знаний учащихся
Проверка
II. Мотивация познавательной деятельности учащихся
1. Слово учителя (с обращение к фотографии “Пискаревское кладбище”)
Эпитафия на центральном памятнике кладбища гласит:
“Здесь лежат ленинградцы –
Мужчины, женщины, дети,
Рядом с ними – солдаты-красноармейцы”.
Мы обращаемся сегодня к одной из самых тяжелых страниц Великой Отечественной – к рассказу о Ленинградской блокаде.
У
Сюда приходят не только в памятные даты, приезжают не только экскурсионные автобусы. Это память сердца.
И есть еще памятник – в начале Дороги жизни. Здесь начинался спасительный для многих путь на Большую землю. В первую очередь вывозили больных и детей. Дети в блокаду становились взрослыми раньше своих лет.
Один из блокадных мальчиков, поэт Юрий Воронов так сказал об этом:
В блокадных днях мы так и не узнали,
Меж юностью и детством где черта.
Нам в сорок третьем выдали медали
И только в сорок пятом – паспорта.
Мы сегодня читаем рассказ Юрия Яковлева о блокадной девочке, написанный как бы от лица другой маленькой ленинградки. Рассказ написан в послевоенные годы. Наша задача – увидеть, как память связывает поколения, как она помогает научить нас чувству родины.
Мемориальный комплекс на Пискаревском кладбище
ІІІ. Работа над темой урока
1. Чтение текста рассказа учителем с небольшими остановками для комментариев и вопросов
Учитель. Обратите внимание на эпиграф.
Мы привыкли, что эпиграф – это строки, заключающие основную мысль произведения. В данном случае это указание на тему.
А) Первая страница
– “У меня есть подружка Таня Савичева…” Что значит – “в Танино время”? Кто такая для Тани Савичевой Валя Зайцева?
– Откуда Валя так подробно знает о Тане? Кто мог ей это рассказывать?
– Почему, хотя Таню вывезли по Дороге жизни, Валя говорит, что ее убили фашисты?
Б) Вторая страница – до “За 40 копеек”
– Зачем Валя Зайцева пришла на Дорогу жизни?
– Почему Валю оставили на строительстве памятника?
В) Третья и четвертая страницы от “Я взяла в руки Танин дневник…” до “И полочка сломалась”
– Можем ли мы сказать, что Вале тяжело было писать Таниным почерком?
– Знала ли Валя о смерти Тани раньше?
– Почему же теперь ей было очень трудно? (Она писала Таниным почерком Танин дневник и как бы перевоплощалась в Таню; она слишком хорошо – по рассказам соседей – знала близких Тани, и они были для нее не абстрактными, а конкретными людьми. )
– Что было для Вали самым тяжелым? (Писать слово “умер”:”…бетон был жидкий, он наползал на буквы. И слово “умер” исчезло. Мне не хотелось писать его снова”. “Я очень устала писать слово “умер””)
– Почему на одной из страниц дневника вообще нет этого слова? (Там о маме: “не хватило сил написать”)
– Что произошло, когда Валя дописала последние слова?
Г) Чтение до конца
– К какому выводу приходит героиня рассказа?
– Согласны ли вы с девочкой?
2. Развитие речи. Устное рисование
Задание: описать по воображению памятник, в работе над которым помогала Валя Зайцева. (После ответов учащихся сравнить описания учеников с фотографиями.)
3. Беседа с учащимися
– Можно ли назвать этот рассказ “путешествием во времени”?
– Что нового появляется в послевоенных произведениях на военную тематику? (Связь поколений, осмысление из будущего)
– Какой стиль речи преобладает в рассказе и почему?
4. Проведение ролевой игры “Я – режиссер”
Задание: представьте себе, что вы – режиссер и снимаете фильм по данному рассказу. Выберите фрагменты для съемки и расскажите о нем по плану:
1) краткое содержание фрагмента;
2) крупный план;
3) звук;
4) цвет.
Мотивируйте предположительный подбор актеров.
IV. Чтение стихотворений о Великой Отечественной войне наизусть по выбору учащихся
V. Подведение итогов урока с использованием приёма “Свободный микрофон”
– Что дало нам сегодня знакомство с рассказом Ю. Яковлева?
– Возникает ли у вас подобное чувство сопереживания, сопричастности к событиям, когда вы читаете книги, смотрите фильмы?
VI. Домашнее задание
Подготовиться к письменному ответа на вопрос: “Что нового вошло в мою жизнь во время чтения произведений, посвященных Второй мировой войне?”