Умение Андрея Соколова оставаться настоящим человеком в сложнейших и драматических жизненных испытаниях (продолжение)
УСІ УРОКИ ЗАРУБІЖНОЇ ЛІТЕРАТУРИ 7 КЛАС
II семестр
ЛІТЕРАТУРА ПРОТИ ВІЙНИ
УРОК 62
Тема. Умение Андрея Соколова оставаться настоящим человеком в сложнейших и драматических жизненных испытаниях (продолжение)
Цель: показать характер настоящего человека, который сохранил в себе лучшие качества души, сумел не просто сам выстоять в суровых испытаниях, но и помочь другим; совершенствовать навыки работы учащихся над текстологическим анализом произведения; развивать связную речь учащихся; воспитывать умение видеть ассоциативные
Оборудование: портрет Шолохова, иллюстрации к рассказу.
ХОД УРОКА
І. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Словарная работа (можно использовать принцип “Поля чудес”)
1) Искренний, очень подробный рассказ о своей жизни, мыслях, называется…
2) Чувство, заставившее Андрея Соколова все рассказать о себе собеседнику, раскрыть душу, поверить свои думы, называется…
3) Себялюбие, предпочтение личных интересов, невнимание к окружающим, неумение
4) То, с чего начинается сопереживание, сочувствие к собеседнику, то, с чем автор относится к герою, называется…
5) Слово, которым часто определяют не только биологическую принадлежность живого существа к определенному классу, но и выражают его внутреннюю сущность, поведение в жизненных испытаниях,- …
6) То, что болит не только от физических перегрузок, но и от переживаний, то, что умеет радоваться и отзываться на радость и боль другого человека, умеет любить не по расчету,- это…
2. Работа с иллюстрациями к рассказу
Учитель. Каждая из этих иллюстраций, каждый кадр из фильма – эпизод жизни Андрея Соколова. Можно ли сказать, что они передают не только события, но и помогают лучше понять героя? Кратко пересказать по той или иной иллюстрации самые важные, как вы считаете, эпизоды.
3. Работа над выяснением смысла названия рассказа.
Почему рассказ называется не “Жизнь Андрея Соколова”, “Судьба Андрея Соколова”, “Судьба солдата”, а “Судьба человека”?
ІІІ. Формирование новых знаний, умений и навыков
1. Беседа с учащимися
Учитель. Прочитав рассказ М. Шолохова “Судьба человека”, мы прошли трудными дорогами жизни солдата, потерявшего дом, семью, последнюю надежду. Он вернулся с войны целым, физически невредимым, он не предал Родину и товарищей, не просто выжил, а остался в плену человеком, не потерял уважение людей. Но жить ему не хочется: война опалила его душу, и этот ожог неизлечим.
Другой мог бы опустить руки, опуститься, потерять человеческий облик – Андрей Соколов пытается честно пройти оставшийся жизненный путь.
Что он предпринимает? (Переезд в другой город – подальше от Воронежа, чтоб лишний раз не напоминало о боли потерь; принимает помощь старого фронтового друга.)
– А что еще должно быть в жизни человека, который привык жить не только для себя? (Должна быть забота о ком-то, нужно отдавать себя конкретным, близким людям.)
– Что становится началом новой жизни Соколова?
– Какие слова мелькают в мыслях героя, когда он думает о мальчике? Сделайте вывод о лексико-семантической окраске этих слов. (Уменьшительно-ласкательные)
– На какое слово нужно обратить особое внимание? (“Глазенки, как звездочки ночью после дождя”) Сравни с глазами, “словно присыпанными пеплом”.
– Какими словами говорится о решении Андрея?
– В чем главная, святая суть его поступка, обязательное свойство доброго дела? (“Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать!”) Не только он нужен Ванюше, но и Ванюшка нужен ему.
– Какими словами говорит Соколов о перемене в своей жизни? (“На душе стало легко и как-то светло”, “До того мне становится радостно на душе, что и словами не скажешь”)
2. Выразительное чтение фрагмента
(От слов “И вот один раз вижу возле чайной” до “Так и него память вроде зарницы, проблесками работает”.)
3. Устное рисование
Задание: описать две-три придуманные иллюстрации к данному фрагменту, определить цветовую гамму, подобрать к ним строки из рассказа.
4. Комментированное чтение от слов “Может, и жили бы мы с ним еще годик в Урюпинске…” до конца
– Что говорят о герое данные строки?
“Списался с одним приятелем, тоже сослуживцем., и он пригласил меня к себе”; “Тоска мне не дает на одном месте долго засиживаться”; “Сердце у меня раскачалось, поршня надо менять. Боюсь, что когда-нибудь во сне помру и напугаю своего сынишку”; “Почти каждую ночь своих покойников дорогих во сне вижу”; “Днем я всегда крепко себя держу, из меня ни “оха”, ни “вздоха”…”; “Чужой, но ставший мне близким человек поднялся, протянул большую, твердую, как дерево, руку”.
– Какие строки рассказа могут прозвучать достойным концом истории, выводом? (“И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина”.)
– Можно ли сказать, что в этих словах много пафоса?
– Почему после красивого логического конца на высокой ноте автор записал еще абзац? (Слеза – не проявление слабости в данном случае, а проявление человечности, герои становятся ближе по духу.)
III. Подведение итогов урока
(с использованием приёма “свободный микрофон”)
С какими чувствами вы закрыли книгу? (С чувством уверенности в Андрее Соколове и верности его жизненного пути; с чувством радости, что такие люди есть на земле и т. д.)
IV. Домашнее задание
Сформулировать для себя тему сочинения по рассказу М. Шолохова, составить план.