Тема уважения к памяти предков в повести В. Распутина “Прощание с Матёрой”
Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам…
А. С. Пушкин
Повесть Валентина Распутина “Прощание с Матёрой” вышла в свет в 1976 году. В то время еще никто не говорил о том, какой непоправимый вред экологии Сибири нанесло строительство Братской ГЭС на Ангаре, уничтожившее многие километры лесов, сотни сел и деревень. Писателя интересовала прежде всего нравственная сторона проблемы: в Средней полосе России медленно умирали села, а в Сибири человек своими
Итак, деревня со старинным именем Матёра (в котором слышится и “материнство”, и “матерость”) должна исчезнуть с лица земли, стать дном моря. Умереть. И в преддверии этой смерти обнажились все дела и заботы, обнажилась подлинная суть каждого из ее обитателей, поскольку “истинный человек выказывается едва ли не только в минуты прощания и страдания – он это и есть, его и запомните”. Ведь это лежащее на острове поселение – маленькая модель мира, и в ней, как говорится, “всякой твари – по паре”. Есть свои праведники (одна из них – Дарья
Дарья Пинигина, вырастившая шестерых детей и троих пережившая, – человек совестливый, справедливый и наделенный большой нравственной силой, “под защиту которого стягиваются слабые и страдательные”. Именно вокруг нее объединяются оставшиеся жители Матёры – Катерина, Богодул, Тунгуска, Сима с внуком Коляней, Настасья с Егором. Именно она несет в себе лучшие черты прошлой жизни: трудолюбие, доброту, народную мудрость. Со спокойным достоинством спорит Дарья с вернувшимся из армии внуком Андреем, которому тесно и скучно в родном селе. Напор молодого человека понятен: “Пока молодой, надо, бабушка, все посмотреть, везде побывать. Что хорошего, что ты тут, не сходя с места, всю жизнь прожила?” И так глубоко, так точно возражает ему Дарья: “Я мало видала, да много жила. На че мне довелось смотреть, я до-о-олго на его смотрела, а не походя, как ты”. В этом – великий несуетливый народный опыт, раскрывающий внимательному человеку все связи жизни. Но стремящийся на большую стройку Андрей все-таки хотел бы сохранить Матёру, родное гнездо, куда при случае можно вернуться. Иное дело – Клавка Стригунова, говорящая о деревне с застарелой злостью.
Дарья понимает, что уход деревни неизбежен. Но не слишком ли легко прощаются с ней люди? Как, например, бесцеремонно берутся они разрушать могилы, за которыми вековая жизнь и память, и чувство ответственности за будущее! Распутин неторопливо и подробно описывает последние месяцы Матёры, причем смотрит на происходящее глазами Дарьи, самой стойкой из деревенских старух. Вот прошли последний сенокос и уборка картофеля, на которую съехались бывшие жители деревни, вот пришлые люди попытались выкорчевать лиственницу – символ лесной таежной силы. Вот сгорели кресты на кладбище. И без всякого сожаления сжег собственную избу непутевый сын Катерины Петруха. Показательно, что, разрушив свое гнездо, он подрядился уже за деньги палить избы в других затопляемых деревнях. Петрухе не отпущено природой совести, у него не болит душа за Матёру. Ему противопоставлена Дарья, напоследок убирающая и наряжающая свой дом так, как принято провожать в последний путь дорогого человека. Автор рассказывает обо всем, что происходит на острове, и обо всем, что творится в душе Дарьи, которая стремится не только доделать, но и додумать все, связать все памятные ниточки, все концы и начала, все, что было ей завещано и что она должна была сохранить. Об этом сокрушается она в последнюю ночь на острове, сидя в темном бараке в окружении забытых стариков и старух, словно бы плывущих сквозь осенний туман в никуда вместе с Матёрой,
Распутин убежден, что не напрасно прожила свою жизнь Дарья – хранительница родовой памяти, той, что передается от отцов к детям и от детей к внукам и является основой нашей жизни. Ведь мы – только звено в цепи существования, малая частица людского рода. Мы должны помнить и беречь все хорошее, что было до нас. Иначе человечеству придется вечно блуждать в непроглядном тумане, как блуждали на катере Петруха и Павел, потерявшие вместе с Матёрой своих матерей, свои корни.