Тема любви в творчестве В. В. Маяковского
Мне ни один не радостен звон,
Кроме звона твоего любимого имени.
В. В. Маяковский
Владимира Маяковского принято считать поэтом политическим. Он ставил перед собой одну цель поэзии: содействовать поэтическим словом революционному переустройству жизни. “Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо”, – писал поэт. Но он никогда не чуждался темы любви.
Для произведений дореволюционного периода Маяковского характерно трагическое звучание этой темы. В поэме “Человек” – страдания человека, пережившего неразделенную любовь:
И только
Боль моя
Острей –
Стою,
Огнем обвит,
На несгорающем костре
Немыслимой любви.
Во всех стихотворениях Маяковский выступает как существо страдающее, молящее о любви (“Лиличка!”, “Люблю”). Но уже в поэме “Облако в штанах” вечная тема любви выражается яростно, страстно. “Громада-любовь”, “громада-ненависть”. В “Облаке…” крик “долой вашу любовь!” сливается с криками “долой ваше искусство!”, “долой ваш строй!”, “долой вашу религию!” Идея поэмы, ее пафос – в безоговорочном отрицании буржуазных отношений, в чем бы они
В 1922 – начале 1923 года Маяковский написал и опубликовал две поэмы о любви: “Люблю” и “Про это”. Поэта обвиняли в двойственности, в непоследовательности. Ведь еще недавно в “Приказе № 2 по армии искусств” он сам издевался над “любовными лириками”:
Кому это интересно,
Что – “Ах, вот бедненький!
Как он любил
И каким он был несчастным”? .
Он издевался над теми, кто “выпячивают, рифмами пиликая, из любвей и соловьев какое-то варево”. Однако при всем этом он боролся не против самой темы любви в поэзии, а против опошления этой темы, против превращения ее в средство только личных переживаний.
Его лирика, в том числе любовная, не представляет чего-то обособленного от всего, что писал поэт. Она так же, как и его поэтическая публицистика, сатира, насыщена социальным содержанием. Революция, в корне изменившая общественные отношения между людьми, подсказывала необходимость переустройства и личных отношений. В поэме “Люблю” поэт осуждает отношения любви, установившиеся в обывательской среде, где “между служб, доходов и прочего со дня на день очерствевает сердечная почва” и где “любовь поцветет, поцветет и скукожится”. Он противопоставляет ей любовь своего сердца. Его любовь иная: она огромная и сильная. Конец поэмы звучит торжественным гимном искренности, глубине и постоянству любовного чувства:
Не смоют любовь
Ни ссоры,
Ни версты.
Продумана,
Выверена,
Проверена.
Подъемля торжественно стих строкоперстый,
Клянусь –
Люблю… постоянно и верно.
В поэме “Про это” основной конфликт – между лирическим героем, борющимся за новые отношения в любви, и миром лицемерия. Происходит столкновение “любви-громады” нового человека с “цыплячьей любовью” мещанина:
Так что ж?
Любовь заменяется чаем?
Любовь заменяется штопкой носков?
Трагедия в том, что любимая женщина оказалась в мире мещанства. Переживания поэта носят интимный характер: “В постели она. Она лежит”. Единственная связь – телефон. Добела раскаленный аппарат подчеркивает остроту переживаний поэта. В поэме не исключается возможность взаимной любви, нужно только укоротить свою “громаду-любовь”, стать мещанином, “пролезть петушком в их быт, в их семейное счастье”. Но это означало бы задушить в себе человека, капитулировать перед карликом-мещанином. Страстно и гневно звучат слова:
…не приемлю,
Ненавижу это
Все.
Все,
Что в нас
Ушедшим рабьим вбито,
Все,
Что мелочинным роем
Оседало
И осело бытом
Даже в нашем
Краснофлагом быте.
Человек, ломавший прогнивший мир, поверивший в осуществление цели: “Чтоб вся на первый крик: “Товарищ!” – оборачивалась земля!” – не мог мириться ни с чем, что грозило возвращением в прошлое.
Два письма – “Татьяне Яковлевой” и “Товарищу Кострову из Парижа о сущности любви”. В личном конфликте раскрыты черты человека-гражданина и патриота. Любовь – это титаническое напряжение сил, в котором соперником является сам Коперник.
“Любовь – это жизнь”, – говорил Маяковский. Любовь рождает поэтическое слово, она активна. Любить – значит уметь ненавидеть все, что мешает воспринимать мир как счастье:
Нам любовь
Не рай да кущи,
Нам
Любовь
Гудит про то,
Что опять
В работу пущен
Сердца
Выстывший мотор.
“Всю жизнь меня сопровождал голос человека, раненного любовью, – любовью нежной и требовательной ко всем людям, ко всему человечеству”, – вспоминал К. Федин о Маяковском.