Смысл названия романа “Война и мир”
Война и мир – это все в человеческой жизни, ее универсальный охват и вместе с тем ее самое глубокое противоречие.
С. Г. Бочаров
Н. Толстой, задумав написать большое эпическое полотно, намеревался озаглавить его так: “Все хорошо, что хорошо кончается”. Казалось бы, этому названию вполне соответствовал и сюжет романа, особенно его финал: Наполеон изгнан из России, нашли свое семейное счастье герои.
Однако Толстой от первоначального заглавия отказался: у него получилась книга, в заголовке которой казалось правильнее подчеркнуть
Но это не так. Понятие “война” – это не только военные действия, но и классовая борьба, и борьба различных групп внутри одного класса, борьба противоположных начал в жизни человека и внутренняя, духовная работа – это тоже борьба.
Мир – это прежде всего отсутствие военных действий, но и согласие в обществе, гармония в человеческих отношениях, мир внутри нас – согласие
Война и мир – рождение и смерть, любовь и ненависть, верность и предательство, естественность и фальшь, бескорыстие и расчетливость, честность и подлость, самодовольство и критика своих поступков, деятельная любовь к людям и безразличие к ним – все этические нормы, по которым живет и которые отвергает человек.
Итак, мир – это огромная, всеобщая жизнь, но мир – это и внутренняя жизнь человека. Если эти два мира согласуются, не противоречат один другому, это и есть гармония, счастье, а если противоречат, – тогда война.
У лучших героев Толстого, живущих деятельной духовной жизнью, – А. Болконского и П. Безухова – от “сопряженности” своей жизни с жизнью общей зависит внутренний “мир”, согласие с самими собой. Толстой, великий психолог, познавший диалектику человеческой души, убежден: “мир” и “война” с самим собой – это и есть содержание внутренней жизни мыслящего и чувствующего человека. Убедительный пример – “поиски мысли” и “жизнь сердца” А. Болконского. При виде старого дуба, преображенного весной, и он испытывает чувство обновления: “Нет, жизнь не кончена в 31 год… Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь…”
Воодушевленный ожившими надеждами, он отправляется в Петербург, чтобы заняться государственной деятельностью, но приходит к разочарованию. Любовь тоже не состоялась. Снова рушится мир в его душе, но “война” внутренняя совпала во времени с общенародной освободительной войной против наполеоновского нашествия – и тут состоялось это “сопряжение” личного и общего, которое сделало Болконского другим человеком.
Преображенными всем пережитым видим мы героев “Войны и мира” в эпилоге эпопеи. Но даже в новой семейной идиллии лысоюрского дома, где дружно живут две семьи, Безуховых и Ростовых, нет полной гармонии: Пьер вернулся к мучившему его всю жизнь вопросу “почему?” ив поисках ответа пришел в тайное общество, а нерассуждающий “средний человек” Н. Ростов готов по приказу Аракчеева, не задумываясь, “идти и рубить” (восставших).
Так может рухнуть с огромным трудом достигнутый мир.
У Толстого именно в эпилоге появляется новое действующее лицо – Николенька Болконский, сын князя Андрея. Он благоговеет перед памятью отца.
Николенька думает о славе (“впереди была слава”). Так возрождаются те мотивы, которые, казалось, были развенчаны навсегда.
…Все хорошо, что хорошо кончается. Но ничего не кончается, “вязываются новые узлы на месте развязанных прежних, потому что война и мир нескончаемы, как сама жизнь.