Смысл названия поэмы Н. В. Гоголя “Мёртвые души”
Во времена выхода поэмы название “Мертвые души” казалось странным, звучало непонятно. Ведь душа человека бессмертна и вдруг – “мертвые души”. Само это словосочетание до Гоголя в литературе не употреблялось, хотя случаи скупки и залога документов на умерших крестьян были известны.
Но, кроме наименования числившихся в “ревизских списках”, по ушедших из жизни крепостных, название имело еще и другой, символический, страшный смысл.
Кого же писатель считал “мертвыми душами”? В первую очередь – многочисленных российских
“Мертвые
А как же сам Павел Иванович Чичиков? Невзирая на мелкую подлость натуры, он все же вызывает у нас некоторую симпатию – своей предприимчивостью, деловитостью, а главное – способностью увлекаться, искренне восхищаться хоть чем-то (молодостью и свежестью губернаторской дочери, например): “Видно, и Чичиковы на несколько минут в жизни обращаются в поэтов”. Недаром иногда его реакция на увиденное полностью совпадает с авторской. И крах его аферы вызывает у нас даже некоторое огорчение.
А что же, собственно, народ? Наиболее детально Гоголь знакомит нас с людьми услужающими – Селифаном и Петрушкой. Это, конечно, не “мертвые души”, их можно назвать “спящими”, ибо им еще очень далеко до осознания собственного положения.
Понятие “мертвые души” – это и покупка мертвых душ, и мертвенность как признак живых персонажей. Омертвение человеческой души и вместе с тем ее грядущее, горячо желаемое автором возрождение стали основной идеей поэмы. Смысл заглавия при этом служил завязкой сюжета, двигающей силой развития действия “Мертвых душ”. Драматическая и мучительная история продолжения поэмы свидетельствует о попытках Гоголя найти в России и показать читателям “живые души”. Эти попытки не увенчались успехом. Но великое творение мастера по-прежнему служит предостережением против косности, жестокости, омертвения человеческого духа.