Смысл названия комедии “Горе от ума”

В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим.
А. С. Грибоедов
Есть в русской литературе великие проведения, уже в названиях которых заключен их основной идейный смысл. Это “Мертвые души” Н. В. Гоголя, “Доходное место”, “Гроза” А. Н. Островского, “Накануне” и “Отцы и дети” И. С. Тургенева, “Война и мир”, “Воскресение” Л. Н. Толстого. Достойное место в этом ряду занимает комедия А. С. Грибоедова “Горе о ума”.


Создав образ Чацкого, передового человека своего времени, писатель показал, что ум – могучая сила в борьбе против старых порядков, деспотизма, рабской психологии. Ум Чацкого – причина его непримиримого конфликта с фамусовским обществом, обществом глупцов, как он справедливо полагал. Эта проблема уже в грибоедовское время была очень актуальна, и понятия “умный”, “умник” часто употреблялись как синонимы понятий “вольнодумный”, “независимый”. Именно в таком смысле употребляли эти слова декабристы и близкие к ним люди.
Грибоедов в своей комедии поднял голос в защиту разума,
просвещения, культуры, национальной и социальной независимости: против “века минувшего” с его отжившими взглядами и рабской психологией. Ум Чацкого – это передовые убеждения человека, враждебного косному и отсталому фамусовскому обществу, “житья прошедшего подлейшие черты” которого ненавистны тем, кто воплощает “век нынешний”. Именно потому, что Чацкий живет “с веком наравне”, у него нет и не может быть ничего общего с Фамусовыми, молчалиными, скалозубами; его конфликт с ними и такими, как они (а у Грибоедова все герои – “знакомые незнакомцы”), неизбежен.
В комедии Чацкий одинок, но “за сценой” присутствуют его единомышленники, такие же “умники”, которых не только опасаются, но и боятся Фамусов и его гости. Это и двоюродный брат Скалозуба, набравшийся “каких-то новых правил”, несмотря на то, что “чин следовал ему”, “он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать”. Это и ученый племянник княгини Тугоуховской, который тоже “чинов не хочет знать”, и профессора Педагогического института: они упражняются “в расколах и безверье”. От имени этих молодых людей, детей 1812 года, и выступает Чацкий. Поэтому “мы” в его монологе не случайно: “теперь пускай из нас один, из молодых людей, найдется враг исканий…”
Ум Чацкого следует понимать и буквально, ведь стремление к просвещению – характерная черта передовой молодежи (вспомним, как Софья упрекает его: “Зачем ума искать и ездить так далеко?”), и как враждебные дворянской Москве передовые взгляды. “Мы были дети 1812 года”,- сказал декабрист М. И. Муравьев-Апостол. И мы, читатели, за одинокой в комедии фигурой Чацкого угадываем всю молодую Россию грибоедовского времени, Россию будущих декабристов и их единомышленников.
В столкновении Чацкого с фамусовским миром, как солнечный луч в капле воды, отразилась та борьба между старым и новым, которая наиболее полно характеризует эпоху. Мысль о невозможности согласия, примирения двух противоборствующих лагерей блестяще подчеркнута названием комедии.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Смысл названия комедии “Горе от ума”