Россия в творчестве А. Блока
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь…
А. А. Блок
Весь широкий поток лирических тем и мотивов поэзии Блока как бы сливается в теме России. Блок вдохновенно и неустанно разрабатывает ее и в лирике (“На поле Куликовом” и многие другие стихи, вплоть до “Скифов”), и в эпосе (“Возмездие”, “Двенадцать”), и в драме (“Песня Судьбы”), и в публицистике.
Поэт, проникнутый острым, неподдельным и всепоглощающим чувством родины, жил с ней одной жизнью, болел ее болезнями, радовался ее радостями. Особенности
Мы – дети страшных лет России –
Забыть не в силах ничего!
Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы –
Кровавый отсвет в лицах есть.
В теме родины, как она творчески разрешалась Блоком, переплетается все – и личная страсть поэта, и чувство долга, и ненависть к “лживой жизни”, и ощущение надвигающейся социальной бури, и вера в “новый век”. Именно поэтому тема
Так – я узнал в моей дремоте
Страны родимой нищету
И в лоскутах ее лохмотий
Души скрываю наготу…
Поэт воспринимает родину как живое существо, которое “живет и дышит” рядом с человеком.
Россия Блока – чаще всего даже не мать, какою она изображена русскими поэтами XIX века, а тоскующая жена, невеста или возлюбленная, и отношения поэта с ней напоминают настоящий любовный роман. “О, Русь моя, жена моя!..”, “О, бедная моя жена”, “…невеста, Россия”, “И пусть другой тебя ласкает…”, “Помяни за раннею обедней мила друга, светлая жена…” – так обращается Блок к родине. Она предстает поэту то “статной царевной”, которая “обнимает рукой”, то прекрасной девушкой “разбойной красы”. Этот лирический и опоэтизированный образ России-красавицы, России-возлюбленной, России-жены наделен в стихах Блока живыми человеческими, даже своего рода “портретными” чертами:
Нет, не старческий лик и не постный
Под московским платочком цветным!
В этом живом образе России оттенены и подчеркнуты типические черты национального женского характера. Черты эти – вечное “горение”, высокое напряжение воли, неукротимая страсть, душевное беспокойство.
“Россия – буря”, – говорил Блок, и это ощущение родины как могучей и свободной стихии он гениально передал в своей лирике, в проходящих через все его стихи единых по своему внутреннему смыслу образов безудержного вихревого стремления, полета, вечного движения: ветер, вьюга, снежная метель, пожар, раздуваемый ветром, бегущие по небу тучи…
Эта цепь образов тянется от ранних стихов до “Двенадцати”. И это свое ощущение бушующей повсюду “бури и тревоги” Блок выражал специфическими средствами стиха – лирически окрашенным пейзажем, самим ритмом и темпом стиховой речи:
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…
И нет конца! Мелькают версты, кручи…
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
И вне этой символики для Блока не существует чувства России, потому что он ощущает ее всегда – только в движении, только в полете, только в устремлении вперед, в будущее.